От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Уложиться в срок

Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Фото: Валентин Беликов/РБК Петербург
Руководитель отдела продаж Boxberry в макрорегионе Северо-Запад Ян Яскевич — о ключевых трендах в логистике для e-commerce

По данным Data Insight, в 2022 году объем рынка розничной интернет-торговли в России вырос на 38% до 5,7 трлн руб., а количество заказов — на 65% до 2,8 млрд. Соответственно выросли и объемы доставки. Рынок меняется не только количественно — трансформируются логистические схемы, подходы к работе с клиентами. О том, как сегодня развивается сегмент логистики для интернет торговли — рассказал в интервью РБК+ Петербург руководитель отдела продаж Boxberry в макрорегионе Северо-Запад Ян Яскевич.

Ближе к получателю

— Как бы вы охарактеризовали текущий год для рынка интернет-торговли, какие ключевые тренды вы могли бы выделить?

— Сейчас на рынке e-commerce можно наблюдать смену тенденций в режимах доставки. В 2022 году значительно подорожали машины, их обслуживание, бензин. Поэтому рынок постепенно переходит к формату гиперлокальной доставки.

— В чем ее суть?

— Заказы доставляются получателям из небольших локальных дарксторов либо хабов в пределах 1,5-3 км. Как правило, это удобно для получателя, так как он может сам выбрать наиболее удобный для себя интервал доставки. Логистическая компания также остается в плюсе, поскольку это проще организовать операционно и дешевле по себестоимости.

— Как складывается рынок с точки зрения направлений доставки, типологии грузов? Есть ли специфические особенности у Северо-Запада?

— Кардинальных отличий нет. Чаще всего отправки внутри города, плюс ближайшая Ленобласть, далее — Москва и Московская область. Если говорить о товарах, которые отправляют, то присутствуют все стандартные ниши: товары народного потребления, одежда, косметика, обувь, электроника и так далее.

По нашим данным, в 2022-2023 годах в структуре отправлений лидирует одежда. Мы это связываем, в первую очередь, с уходом крупных западных брендов сегмента масс-маркет. Для российских предпринимателей малого и среднего бизнеса открылась обширная ниша, и они ей активно пользуются.

Точность важнее скорости

— Рост маркетплейсов продолжается, но уже не такой взрывной, как на старте. Какие вы видите для себя перспективные ниши для дальнейшего развития?

— Действительно, маркетплейсы всего за несколько лет смогли захватить около 75% рынка e-com. Они и сегодня остаются флагманами его роста, несмотря на всю санкционную нагрузку. Поэтому мы, со своей стороны, наращиваем партнерские договоренности с крупнейшими площадками. Например, у ряда площадок мы являемся сертифицированным перевозчиком по системе DBS [Прим. ред.: delivery by seller — доставка от продавца]. Следуя за ключевыми тенденциями рынка, мы осваиваем гиперлокальную доставку. Именно в этом мы сегодня видим основные перспективы для себя.

— Каков сегодня уровень конкуренции в вашем сегменте доставки? Какие конкурентные преимущества являются ключевыми на этом рынке?

— Конкуренция была и остается достаточно высокая, хотя не все компании смогли пережить 2022 год. Отсеялись, в первую очередь, те, которые сильно «играли в демпинг». На рынке присутствует несколько крупных игроков, новичкам в настоящее время будет сложно на него выйти.

Если говорить о преимуществах, то при выборе логистического партнера наиболее важным фактором становится своевременность доставки. Не скорость, а именно своевременность. То есть, если мы озвучиваем конечному получателю, что срок доставки 1-2 дня, то в этот срок нужно строго уложиться.

Кроме того, чрезвычайно важна качественная обратная связь. Нельзя отвечать на запросы клиентов формальной отпиской.

Вариативность стратегии

— Судя по вашим клиентам — продавцам маркетплейсов, как себя чувствует малый и средний бизнес на Северо-Западе? Какие стратегии доставки он выбирает?

— Несмотря на потрясения прошлого года, мы видим рост по количеству отправлений. Темпы роста не такие высокие, как могли бы быть, но мы видим, что бизнес продолжает развиваться.

Стратегии доставки не менялись, они по-прежнему зависят от специфики клиента. Например, магазину одежды будет более актуальна курьерская доставка до двери с возможностью примерки, другому продавцу — исключительно доставка в пункты выдачи. Нам как логистической компании важно предложить разные варианты и для каждого обеспечить высокое качество сервиса и подходящие тарифы.

Уложиться в срок

— Boxberry активно развивает доставку в соседние страны. Какие еще направления вы считаете перспективными?

— Наиболее перспективными направлениями, по моему мнению, являются страны ЕАЭС. Рынок e-com в этих странах еще очень молодой, а покупательская способность растет с каждым годом быстрыми темпами. Местное население проявляет большой интерес к товарам из России, так как отечественный рынок онлайн-торговли предлагает большой выбор товаров, которые отсутствуют в местных магазинах. При этом наши магазины пользуются большим доверием. Также на самом деле не стоит забывать, что в странах ЕАЭС сейчас находится достаточно много наших соотечественников.

— Как на ваш взгляд, сегмент логистики для e-com будет развиваться в ближайшем будущем?

— Здесь можно провести аналогию с западными рынками, она будет не точная, но наглядная. Если взять компанию — лидера западного e-com, то на данный момент это уже не просто ретейл-гигант, но и настоящий колосс в мире логистики, ИТ и других бизнес-процессов, это целая экосистема. Многие российские компании пытаются сейчас идти тем же путем, и это основная тенденция. Еще один тренд, который я уже упоминал и который сохранится в будущем, — это все больший переход к гиперлокальной доставке, а также переход от автомобильной доставки к доставке велосипедами и самокатами. По срокам, качеству сборки, цене и другим параметрам компании, которые уже используют эти схемы, показывают наилучшие результаты.

Кроме того, на логистику оказывает большое влияние геополитическая обстановка. Это и логистические цепочки, которые пришлось перестраивать в 2022 году, и стоимость перевозок… Логистика — это большое уравнение, в котором много вводных. И факторов, которые могут повлиять на конечный результат, также очень много.

Реклама. Рекламодатель «Боксберри Софт», ОГРН 1196658000615, boxberry.ru/e-commerce

Тенденции «Похолодание на пользу»: как российский бизнес использует кризис
Содержание
Закрыть