#1 ПМЭФ-2023: ИТ, 14 июня 2023
От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Правила жизни в экосистеме

Фото:  Юлия Пыхалова
Фото: Юлия Пыхалова
Директор филиала МТС в Петербурге и Ленинградской области Александр Соловенчук — об особенностях работы в экосистеме

В последние годы крупные технологические компании активно развивают собственные платформы и экосистемы как за счет внутренних ресурсов, так и за счет приобретения новых активов. Такой подход вынуждает бизнес перестраиваться. О том, почему вопреки сложностям бизнес создает экосистемы и какие возможности при этом появляются — в интервью РБК+ Петербург рассказал директор филиала МТС в Петербурге и Ленинградской области Александр Соловенчук.

Выход за границы

— Как изменилось отношение к экосистемам за последнее время? Все чаще мы слышим, что они себя не оправдали…

— Мы по-прежнему верим в них. Экосистема — это принцип формирования структуры бизнеса, которая отвечает на целый комплекс запросов клиентов. Даже если назвать это по-другому, суть не изменится — речь про то, что окружает клиента. Если человек привязывается к бренду, то он получает возможность пользоваться не только различными услугами, но и серьезно экономить. Об этом наглядно говорят цифры: в 2022 году количество пользователей экосистемой подписки МТС Premium увеличилось на треть.

Еще несколько лет назад проникновение сим-карт в России превысило 100%. Очевидно, что сейчас этот показатель в 1,5 раза превышает размер всего населения страны, даже если брать в расчет только активные сим-карты. Поэтому вопросы сохранения и развития собственной клиентской базы, привлечения дополнительных клиентов как никогда актуальны. А экосистема эти задачи успешно решает. К тому же она интересна еще и тем, что отвечает на вопросы пользователей, которые вчера еще не были актуальны либо появление которых мы даже не прогнозировали.

Еще несколько лет назад проникновение сим-карт в России превысило 100%. Очевидно, что сейчас этот показатель в 1,5 раза превышает размер всего населения страны, даже если брать в расчет только активные сим-карты. Поэтому вопросы сохранения и развития собственной клиентской базы, привлечения дополнительных клиентов как никогда актуальны.

— Т.е. компании на телеком-рынке стало тесно?

— Еще 5-10 лет назад связь была всем для нашего клиента, а сейчас ситуация изменилась. Говорить сейчас, что мы оператор связи, можно, но мы это определение уже переросли. Мы решаем вопросы, которые возникают у клиента как в области коммуникаций, так и в других сферах. Т.е. речь идет не только про общение, но и про бизнес-процессы. И их спектр постоянно расширяется: к примеру, недавно купленная нами компания «Гольфстрим» помогает обеспечить комплексную защиту частных и бизнес-объектов недвижимости — но тоже с опорой на нашу инфраструктуру связи. Еще 3-5 лет назад мы об этом даже не думали.

— Но развитие экосистемы — это дело в первую очередь головного офиса компании. А что меняется в регионе?

— О покупке активов, конечно, договаривается штаб-квартира. Но сами эти активы приобретаются не для работы в одном, пусть даже столичном, регионе. Мы приобретаем компании, которые работают по всей стране или в нескольких регионах и вопрос их федерализации легко решаем. Поэтому все наши активы расширяют возможности и список сервисов для всех регионов — и для Петербурга в том числе. Так что работы у нас прибавляется.

— Не страдают ли из-за ставки на экосистему базовые телеком-сервисы?

— Телеком-сервисы в нашей структуре — это каркас или, если сравнить с человеком, скелет. Можно сколько угодно менять цвет волос, накачивать мышцы и т.д., но если есть проблемы со скелетом, то все это пустое и бессмысленное. Все сервисы нашей экосистемы так или иначе комплементарны нашей телеком-инфраструктуре, они на ней строятся. Понятно, что с каждым новым блоком, с каждым новым направлением экосистемы на базовую инфраструктуру ложится дополнительная нагрузка. Так что если постоянно ее не модернизировать, не развивать эксплуатационную составляющую, то может возникнуть ситуация критической перегрузки. Поэтому мы не можем себе позволить не инвестировать в развитие сети. По объему вводимых в эксплуатацию объектов в этом году мы планируем превысить показатели прошлого года.

Телеком-сервисы в нашей структуре — это каркас или, если сравнить с человеком, скелет. Можно сколько угодно менять цвет волос, накачивать мышцы и т.д., но если есть проблемы со скелетом, то все это пустое и бессмысленное.

Искусство коммуникации

— Как в последнее время изменилось взаимодействие с клиентом?

— Большая часть клиентов достаточно гибкие и открыты новому. С нами готовы обсуждать, готовы рассказывать о том, какие вопросы надо решить. Например, на переговорах с генеральным директором одного из стекольных заводов он обозначил проблему большой доли нетехнологичного продукта. Дело в том, что для процесса производства стекла критическое значение имеют очень много факторов: характеристики песка, включая влажность и температуру, а также состав воздуха, который в этот момент проходит через воздуховод, состав воды, которая используется, и даже атмосферное давление. И на заводе есть лишь несколько специалистов, при работе которых достигается идеальный результат. Такой сотрудник подходит к куче песка, пальцем его пробует, вдыхает воздух — и выставляет нужную температуру, время выдержки в печи и т.д. И если такой «шаман» заболеет или уйдет на пенсию, завод встанет. Мы работаем над тем, чтобы решить проблему с помощью собственного IoT-решения «Цельсиум». Высокоточные датчики микроклимата способны собирать информацию о том, как же нужно выстроить комбинацию температуры, давления, влажности и прочих параметров, чтобы вышел стабильно качественный готовый продукт.

— Поговорить один на один можно с бизнес-клиентом. А как же быть с массовым рынком, где много сервисов и огромное число абонентов?

— Сложно, но возможно. Часть клиентов в этом сегменте приходит с уже сформированной потребностью. Часть не знает, что хочет, но готова рассматривать сервисы, которые предлагаются. К тому же сейчас мы развиваем направление искусственного интеллекта — рекомендательный сервис на основе этой технологии. Но фокус на технологичности не значит, что не работают классические методы — например, персонализированное предложение в СМС-сообщении до сих пор используется и достаточно эффективно. И все же реклама меняется, она становится более интеллектуальной, персонализированной, развивается на разных площадках в онлайне. Таргетированная реклама, к примеру, очень эффективно работает в узкопрофильных сообществах.

Фокус на технологичности не значит, что не работают классические методы — например, персонализированное предложение в СМС-сообщении до сих пор используется и достаточно эффективно.

Спрос всему голова

— Есть ли какая-то специфика спроса на сервисы экосистемы в Петербурге?

— Да. По статистике, в Петербурге очень востребован сервис «Строки» — за прошлый год количество новых пользователей выросло на 30%, город один из лидеров в этом сегменте, т.е. здесь аудитория действительно читающая. Также активно пользуются петербуржцы и гости города сервисом покупки билетов: петербургские театры — это бренд, имидж культурной столицы подтверждается нашими данными. Есть нюансы и по спросу в ИТ-сегменте решений. В городе сильный ИТ-кластер, много ИТ-специалистов. Поэтому есть запросы на ИТ-сервисы высокого уровня и в большем объеме, чем во многих других регионах.

— Можно выделить какие-то направления, которые здесь именно в ИТ-составляющей вашей экосистемы пользуются наибольшим спросом?

— Активный интерес бизнес проявляет к большим данным. Накопленная нами экспертиза позволяет предоставлять аналитику по разным направлениям. У бизнеса и госсегмента сейчас есть потребность в том, чтобы на основе данных прогнозировать развитие разных сфер. Например, в туристической отрасли это открывает очень большие перспективы. Это также полезно компаниям, работающим в сегменте пассажирских и грузоперевозок: можно формировать оптимальные маршруты, обеспечивать безопасность, регулировать загрузку линий и т.д.

Для госсегмента аналитика и большие данные дают возможность более эффективно развивать районы и территории, планировать строительство соцобъектов, оптимизировать затраты на развитие транспортной инфраструктуры, внедрять интеллектуальные транспортные системы. Простой пример: если разрешение на строительство застройщику выдается с учетом аналитики по трафику людей, то не будет ситуации, когда при наличии одного выезда из района там будут возводиться новые дома.

В 2022 году наиболее мощные и продолжительные атаки на Северо-Западе велись в отношении компаний Санкт-Петербурга. Город стал рекордсменом по самой продолжительной DDoS-атаке — она длилась 169 часов.

Также можно отметить рост спроса на кибербезопасность. Главная причина — увеличение количества DDoS-атак, направленных на региональные российские организации. В 2022 году наиболее мощные и продолжительные атаки на Северо-Западе велись в отношении компаний Санкт-Петербурга. Город стал рекордсменом по самой продолжительной DDoS-атаке — она длилась 169 часов. В среднем в 2022 году DDoS-атаки против организаций региона совершались по шесть часов. Самые популярные цели хакеров — финансовые компании, госсектор и ритейл.

Экспертиза Дмитрий Петров («Комфортел»): «И среди нейросетей будут злые гении»
Содержание
Закрыть