Рыночный расклад , Санкт-Петербург и область ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Региональный разрез

Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru
Фото: Холявчук Светлана/PhotoXPress.ru
На жилищном рынке Петербурга растет доля региональных покупателей.

Количество покупателей из других городов, которые приобретают жилье в Северной столице, продолжает расти, несмотря на изменения условий ипотеки с господдержкой. Такой вывод сделали эксперты, проанализировав, насколько квартира в Петербурге является привлекательным инвестиционным активом. Кроме того, никуда не исчезают традиционные мотивы покупки: ребенку для учебы, северянину для комфортной жизни на пенсии. Вслед за карьерными возможностями приезжают специалисты из соседних регионов. Судя по изменившейся квартирографии — все чаще с семьей и детьми.

Неумолимый рост

Количество региональных покупателей неумолимо растет с каждым годом, отмечает специалист по межрегиональным сделкам компании «Адвекс — Новостройки» Виктория Черепаха. «Становится больше инвесторов, которые покупают квартиры как некий инструмент сохранения денег. Мотивируя, что квартира в Санкт-Петербурге не потеряет в цене», — говорит эксперт.

Ее слова подтверждаются данными девелоперов. «С начала 2019 года доля региональных покупателей в наших проектах увеличилась с 15% до 20-22% и остается достаточно стабильной», — рассказал Ян Фельдман, директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест».

Ян Фельдман («Ленстройтрест»)
Ян Фельдман («Ленстройтрест»)

По данным директора по продажам «Главстрой Санкт-Петербург» Юлии Ружицкой, в 2020 году 47% покупок в объектах компании было совершено жителями регионов. В «КВС», как сообщила гендиректор Агентства недвижимости «КВС» Анжелика Альшаева, каждый четвертый клиент — житель регионов.

Анжелика Альшаева («КВС»)
Анжелика Альшаева («КВС»)

Продажам за пределами Санкт-Петербурга способствует также развитие дистанционных каналов, ускорившееся в период пандемии. «С начала 2020 года большинство застройщиков запустили или улучшили каналы проведения дистанционных сделок. Более 60% проходят с электронной регистрацией, и 20-30% из этих клиентов — наши региональные клиенты», — рассказала Виктория Черепаха.

«За последний год доля сделок с использованием дистанционных инструментов в «Главстрой Санкт-Петербург» достигла 87%. Это предмет нашей гордости, и мы его сохранили на 2021 год. У нас действуют расширенные возможности для онлайн-подбора, бронирования квартир, удаленной подачи документов, в том числе на ипотеку, запущен личный кабинет на сайтах объектов», — поделилась, в свою очередь, Юлия Ружицкая.

Юлия Ружицкая («Главстрой Санкт-Петербург»)
Юлия Ружицкая («Главстрой Санкт-Петербург»)

Один из важных стимулов, позволивших региональным покупателям выйти на рынок недвижимости Петербурга, — это различные государственные программы поддержки ипотеки. «Иногородние покупатели, как и петербуржцы, охотно пользуются ипотекой с господдержкой: на нее приходится почти 90% сделок. Около 7% оформляют семейную ипотеку. Среди региональных клиентов также немало военнослужащих: доля военной ипотеки составляет 4%», — привела данные за первое полугодие Анжелика Альшаева. Впрочем, финансовые инструменты от застройщика, такие как трейд-ин, также пользуются популярностью, заметил Ян Фельдман.

Переезд — дело семейное

Юлия Ружицкая назвала ТОП-10 регионов, жители которых чаще всего интересуются приобретением квартиры в Петербурге. Это республика Коми, Архангельская и Мурманская области, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Вологодская область, Красноярский край, Псковская и Новгородская области. На долю ближайших областей приходится порядка 20% спроса, на остальные регионы — 80%, уточнила эксперт. Анжелика Альшаева дополнила этот список Кемеровской областью и Якутией. Ян Фельдман упомянул также республику Карелию.

При этом выходцам из разных регионов квартиры в Петербурге нужны в разных целях. К примеру, как рассказала Юлия Ружицкая, жители регионов Крайнего Севера и приравненных к ним покупают жилье, чтобы переехать в более благоприятные условия после выхода на пенсию. Жители ближайших областей нередко решаются на переезд, чтобы получить более высокооплачиваемую работу, либо следуют за своими земляками — друзьями или родственниками.

Один из основных мотивов для многих регионов — покупка жилья для ребенка, который поступает в петербургский вуз или уже здесь учится. По данным Виктории Черепахи, именно такие квартиры чаще всего покупали регионалы за счет льготной ипотеки.

В зависимости от мотивов покупки отличаются типы жилья. Если оно приобретается для детей-студентов, покупатели чаще всего рассматривают однокомнатные квартиры. Иногородние покупатели, стремящиеся повысить свой уровень жизни, получить высокооплачиваемую работу, как правило, переезжают вместе с семьей, делая выбор в пользу многокомнатных квартир.

При этом, как уточнила Юлия Ружицкая, средний метраж приобретаемых квартир увеличивается. «За прошлый год рост составил 6 м², что говорит о достаточно высокой доле семейных покупателей, которым требуются максимально функциональные площади. При этом количество проданных в «Северной долине» трехкомнатных квартир увеличилось в 2,6 раза», — рассказала она.

В целом, региональные покупатели предпочитают однокомнатные квартиры: на них приходится 50% сделок, по данным Анжелики Альшаевой. Доля двухкомнатных и трехкомнатных — 34% и 14% соответственно. А вот студии не слишком востребованы: их приобретают всего 6%. «В среднем жители регионов тратят на покупку квартиры 5,7 млн рублей», — сообщила эксперт.

Требования покупателей к приобретаемому жилью растут. «Все сложнее поставить дом в поле и продать за счет низкой цены, важным становится, закрытая ли территория, есть ли зоны отдыха, достаточно ли мест для парковки», — подчеркнула Виктория Черепаха. Но первоочередным фактором выбора для большинства иногородних покупателей остается близость к метро, добавила Юлия Ружицкая. «Достаточно часто приезжие плохо ориентируются в городе, метро для них понятная локация. Если оно расположено в шаговой доступности, как правило, квартиру покупают сразу», — пояснила эксперт. Среди других важных факторов она назвала близкий срок сдачи дома в эксплуатацию, наличие отделки, надежность компании.

Сарафанное радио

Методы привлечения региональных покупателей зависят от масштаба компании и ее целевой аудитории. «Наша стратегия не предусматривает открытия собственных представительств в регионах. Мы считаем, что такое решение более целесообразно для крупных девелоперов с большими объемами строительства. В свою очередь, мы предпочитаем выстраивать партнерские отношения с сильными местными агентствами недвижимости», — рассказал Ян Фельдман.

По его словам, если петербуржцы имеют возможность принять решение после экскурсии на объект, где покупатель может лично убедиться в качестве предлагаемой недвижимости, то региональному клиенту сложно выбрать новостройку по удаленным каналам. «Он недоверчив, и без рекомендации от друзей, которые ранее приобрели там квартиру, долго решается на сделку. Ему комфортнее работать со знакомым риелтором, который хорошо знает проект и выступает дополнительным гарантом надежности сделки», — отметил Ян Фельдман.

О важности личных рекомендаций говорит и Юлия Ружицкая. «Региональные покупатели, как правило, доверяют своим знакомым. Ели кто-то из них купил жилье у определенного застройщика, то с очень высокой вероятностью его друзья и родственники, желающие приобрести квартиру в Петербурге, также купят недвижимость у этого застройщика», — отметила она.

Несмотря на изменения условий льготной ипотеки, интерес региональных покупателей к квартирам в Петербурге не угаснет, прогнозируют эксперты. «Я думаю, что в июле будет наблюдаться некая стагнация по сравнению со всплеском мая — июня, а уже в августе спрос вернется на свой уровень и в декабре, как обычно, будет всплеск продаж», — предполагает Виктория Черепаха. «Думаю, что доля региональных сделок останется стабильной и, вероятнее всего, еще немного вырастет», — отметил, в свою очередь, Ян Фельдман.

Решения Семейный расчет
Содержание
Закрыть