2020 туристический год складывался для регионов по-разному, но все из них были вынуждены в условиях закрытия границ бороться за внутреннего туриста. Главными бенефициарами стали курортные города. Однако и новые рекорды, и нетипичная для российских городов аудитория требуют решения общероссийских задач, уверены участники X Всероссийского туристского форума «Открытый Крым». Главные из них — развитие инфраструктуры, грамотное использование «старого» фонда и подготовка кадров для сферы гостеприимства.
Расширение границ
Один из очевидных плюсов этого года — размытие границ туристического сезона. Многие направления с учетом ограничения и закрытия границ смогли привлечь туристов вне привычных пиковых дат. Так, Крым открыл в этом году курортный сезон только 1 июля 2020 года после почти трех месяцев запрета на прием туристов в отелях и санаториях. По данным министра курортов и туризма республики Крым Вадима Волченко, с января до начала декабря в регионе отдохнули 5,8 млн человек, при этом сентябрь показал рост — на 40%, октябрь — на 30%, ноябрь — 10%. Декабрь тоже ожидается с ростом турпотока. «Это означает, что мы можем работать эффективно с высокой загрузкой не пять месяцев, а как минимум восемь — девять, а с учетом развития инфраструктуры все двенадцать», — отметил Волченко. При этом годовой показатель турпотока на полуостров, по нашим расчетам будет на 10-12% ниже уровня прошлого года, добавил министр.
Поздний старт курортного сезона с 1 июля, когда крымские отели начали принимать гостей со всей России, не помешал Крыму установить рекорд по сборам от туристической отрасли. «В этой ситуации [Крым] показал результат, на который трудно было рассчитывать, — отметил почетный президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. — Мы проанализировали статистику за три квартала и Крым — единственный регион, который оказался в плюсе по доходам от отрасли: 37,9 против 27,4 млрд рублей в прошлом году».
Москва и Петербург такими показателями похвастаться не могут. Заполняемость гостиниц в Москве в 2020 году упала в два раза по сравнению с прошлым годом. «Сейчас заполняемость [гостиниц] составляет 38%», — отметила заместитель председателя Комитета по туризму города Москвы Татьяна Шаршавицкая. В Московской области турпоток снизился почти вдвое до 11,4 млн человек.
Помочь увеличить турпоток в Россию на 40% может введение онлайн-визы, уверена Шаршавицкая. «С 1 января 2021 года на всей территории России и в Москве начинает работу онлайн-виза. И нам надо наращивать номерной фонд в Москве», — сказала она. Однако для того, чтобы принять растущий турпоток, всем регионам предстоит решить главный вопрос — создание качественной гостиничной инфраструктуры.
Инфраструктурный вопрос
По оценкам туроператоров, которые ранее не обслуживали внутренний туризм, главная проблема этого года — некачественный номерной фонд. «По нашим оценкам около 10% номеров, если брать черноморское побережье — Крым и Краснодар, можно отнести к категории «качественные». И в этом основная проблема. Подавляющее большинство номерного фонда — частные гостиничные дома, это теневой сектор. И откровенно говоря, организованному бизнесу сложно с этим работать. Это должно стать точкой объединения наших усилий для решения этой проблемы», — заявил генеральный директор Национального туроператора «Алеан» Илья Уманский.
С ним согласен и представитель туроператора «Библио-Глобус» Алексей Кожевников. Для активного развития туристической инфраструктуры, по его словам, нужны привлекательные экономические стимулы, причем не разовые, а постоянные. «Нужны налоговые льготы, приемлемые ставки по длинным и коротким кредитам. Пока границы закрыты, отечественные курорты получили большой всплеск турпотока. Но границы откроются, и встанет вопрос, как удержать туриста, который привык к Турции. Пока соотношение цена-качество на российских курортах оставляет желать лучшего. Это происходит и потому, что у бизнеса огромное количество издержек, за счет которых складывается высокая цена», — отметил Кожевиков.
Своим опытом привлечения инвесторов в реконструкция старого фонда в рамках форума поделились Москва и Петербург. В столицах действует программа «Рубль за метр» для объектов культурного наследия со сроком аренды 49 лет. С 2018 года в рамках программы в Петербурге подготовлены 18 объектов, один из объектов на Петроградской стороне уже завершен, два в процессе реконструкции. «По программе в пандемию торгов не было, но в прошлом месяце произошли серьезные продажи крупных объектов в центре. Сделки есть, интерес инвесторов есть», — отметил председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга (КГИОП) Сергей Макаров.
Власти Крыма планируют кратно увеличить количество качественного номерного фонда. «За счет реновации существующего [номерного фонда] и за счет строительства новых отелей, в планах на ближайшие пару лет ввод 4-5 тыс. номеров, в течение 5 лет это будет 20 тыс. новых номеров, — отметил Вадим Волченко.- Это количество способно поменять экономическую ситуацию в Крыму и серьезно перезапустить несколько сопредельных отраслей, например, транспорт. Гарантированные круглогодичные потоки позволят зайти в Крым крупным туроператорам».
Как отметил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, для развития туризма нужен комплексный подход. И одно из ключевых направлений — инвестиции в персонал. «Для дальнейшего развития туристической сферы Крыму необходима своя школа гостеприимства и Федерация рестораторов и отельеров готова принимать участие в ее организации», — отметил Бухаров.
«Нам же уже в 2021 году нужен качественный персонал, чтобы удержать тот уровень [интереса к российским курортам со стороны качественных туристов], который нам удалось получить благодаря закрытию границ», — отметил Вадим Волченко. Один из вариантов решения проблемы — создание пилотного проекта по подготовке новых кадров для индустрии гостеприимства в Крыму и Краснодарском крае.
Туристические тренды
По оценкам Ильи Уманского, следующий сезон на внутреннем рынке будет «напряженным и нервным», потому люди не готовы заранее планировать свои поездки. «Мы сейчас наблюдаем тенденцию по сокращению динамики и глубины продаж. Не исключено, что в будущем году мы будем работать в режиме максимального короткого спроса и коротких продаж. Это будет сложно, но есть уверенность, что при сохранении поддержки со стороны государства, в сезоне-2021 будут достигнуты хорошие показатели», — отметил Уманский.
Одна из эффективных мер поддержки — программа туристического кешбэка. Как рассказала заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Евгения Чухнова, несмотря на вторую волну пандемии, спрос на туризм в стране не падает, это показала успешная вторая волна программы кэшбека. По ее словам, летом в крайне сжатые сроки удалось восстановить туристический поток, который был прерван весной, и он составил 70% от цифр прошлого года. «Безусловно, это не те цифры, которые мы бы хотели получать. Мы всегда хотели бы видеть рост. Я напомню, что до пандемии рост турпотока был минимум на 4% в год», — сказала Чухнова.
Участники отрасли просят продлить действие программы, которая может позволить отрасли продержаться в межсезонье. Как отметил Вадим Волченко, именно межсезонье является стимулом для развития туристической сферы республики, так как Крым традиционный курорт для оздоровления и профилактики всевозможных заболеваний.
«Сейчас закрыты продажи многих зарубежных направлений, раннее бронирование идет не в той активности, которую можно ожидать. Чтобы обеспечить занятость в отрасли, хотелось бы обратить внимание на необходимость продолжения программы по кешбэку», — подчеркнул Илья Уманский.
Главное требование в условиях «новой туристической реальности» — безопасность. «У нас нет выбора, мы должны предложить по-настоящему безопасное путешествие, создать для туриста сквозной безопасный продукт от дома до места пребывания и обратно», — отметил Сергей Шпилько.
Среди других трендов будущего года — персонализация туризма. Россияне будут все больше отдавать предпочтение индивидуальным турам, в том числе из-за соображений безопасности, выстраивая маршруты под себя. Одно из направлений — рост популярности автопутешествий. Спрос на качественную инфраструктуру и обслуживание в этих условиях будут только расти.
2021 год, под оценкам участников отрасли, будет также с фокусом на внутренний туризм. «Многие долго откладывали путешествие по стране, предпочитая заграничные поездки, а сейчас, весьма вероятно, воспользуются такой возможностью», — заключила заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия.
Справка:
Всероссийский туристский форум «Открытый Крым» прошел 10-11 декабря 2020 года. В числе спикеров Форума представители Ростуризма, Правительства РФ, Республики Крым и города Севастополя, профильные министры и председатели комитетов из Москвы, Петербурга, Калининградской области и др. А также представители федеральных туроператоров, ассоциаций и союзов гостиничного бизнеса.