«По данным Российской Ассоциации франчайзинга, за время карантина рост рынка франшиз в России составил 8%. Это хороший показатель на фоне негативных прогнозов по снижению рынка на 15%. При этом отрасли чувствовали себя по-разному. Кризис в меньшей степени затронул товары первой необходимости и сильнее ударил по общепиту.
Кроме того, в разных географических регионах кризис проходил с разной интенсивностью, и это был еще один источник устойчивости нашей сети. Мы предполагаем, что в дальнейшем вырастет популярность франшиз, которые предлагают продукты повседневного спроса, при этом будут защищены онлайн-технологиями для дистанционных покупок и будут предлагать гибкие решения в ситуации перелетных «черных лебедей».
В рамках развития онлайн-направления и расширения аудитории покупателей мы начали сотрудничать с Почтой России. Если ранее доставка была доступна в городах присутствия, то теперь приобрести товары смогут жители городов, в которых еще не открыты магазины сети, но есть отделение Почты России. В самом продукте также становится больше онлайна и современных элементов инфраструктуры — ручные компьютеры для поддержки операций в магазине, информационный интерактивный портал, где содержится информация о действующих стандартах сервиса магазинов, и поддержка бизнес процессов.
Предпринимателям, задумавшимся сегодня о приобретении франшизы в любой сфере, я советую обратить внимание на то, что из себя представляет продукт, который предлагает франчайзер, а также на количество действующих франшизных точек и общий срок работы бренда на рынке. Далее надо познакомиться с работающими франчайзи, посетив их работающие точки, чтобы сформировать личное впечатление о самом продукте, отношению к нему потребителей и, наконец, получить представление о той поддержке, которая предоставляется партнерам.
Тревожным сигналом о том, что предлагаемая франшиза предоставляет из себя проблемный продукт, является отсутствие поддержки регулярной деятельности франчайзи. Это ситуация, когда все отношения между правообладателем и пользователем сводятся к покупке права и уплате паушального взноса, после чего покупатель франшизы остается один на один с продуктом и своими покупателями. В то же время, успех во франчайзинге, как и в любом бизнесе, зависит от вовлеченности самого предпринимателя в организацию работы его бизнеса и готовности самостоятельно принимать решения.
Для защиты экономики наших франчайзи мы отменили роялти в самый разгар кризиса — в апреле, а для новых франчайзи отменили затраты на франшизу до конца года, то есть они будут работать в этот период без роялти и паушального взноса. Это общая тенденция — либерализации условий для новых франчази. Так, за последний год мы снизили требования к бюджету открытия магазина — сейчас это 4 млн рублей, за счет размещения магазина на меньших площадях, снижения товарного запаса при открытии и расширения базы поставщиков оборудования. Кроме того, мы нашли возможность для франчайзи использовать часть уже имеющегося у него торгового оборудования.
Требования к франчайзи также могут различаться в зависимости от специфики региона. Например, в Петербурге у нас существует внутренняя адресная программа и здесь мы готовы работать только с франчайзи, которые сами являются владельцами помещений, в других регионах ситуация может быть иной.
В ближайшей перспективе мы ожидаем рост запросов на покупку нашей франшизы, так как меняется продукт и рынок, на котором мы работаем. С одной стороны, все меньше места на рынке для неконсолидированных игроков, а с другой — растет известность бренда в новых регионах среди покупателей. А именно известность и качество продукта, в большей мере, повышает привлекательность франшизы и количество запросов на ее владение».
*«Черный лебедь» — теория, рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. Автор теории — Нассим Николас Талеб.
Талеб Н. Н. Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости / пер. с англ. В. Сонькина, А. Бердичевского, М. Костионовой, О. Попова; под ред. М. Тюнькиной. — М.: Колибри, 2009.