Покупатель жилья в новостройках смотрит не только на достоинства выбранной квартиры, но и на комфорт проживания в жилом комплексе в целом. Проекты с дворами без машин, помещениями для колясок и велосипедов на первом этаже не вызывают удивления и постепенно становятся атрибутом жилья и в массовом сегменте. О том, какие сегодня господствуют тренды в оформлении общественных пространств жилых комплексов, РБК + Петербург спросил у застройщиков.
Безопасное начало
В последние годы неуклонно растет значение входной группы. «Сейчас застройщики большое внимание уделяют дизайну холлов и мест общего пользования в отличие от того, что было 10 лет назад. Раньше строительные компании использовали самые стандартные отделочные материалы. Никто особо не думал, будет это интересно, красиво или продумано, с точки зрения использования общего пространства», — подтверждает генеральный директор ООО «КВС. Агентство недвижимости» Анжелика Альшаева.
«Без сомнений входная группа — это лицо проекта. Она должна быть модной, светлой, комфортной и, самое главное, безопасной», — говорит руководитель группы маркетинга компании ЦДС Петр Буслов.
«Одним из трендов можно назвать создание застекленных входных групп. Это улучшает освещенность и повышает безопасность — человек видит, что ожидает его за дверью в парадную или на улицу», — отмечает, в свою очередь, руководитель аналитического центра «Главстрой Санкт-Петербург» Дмитрий Ефремов.
До появления доступного ударопрочного стекла подход был противоположным. «Ранее считалось, что если закрыть дверь в подъезд глухой надежной металлической дверью, то это добавит жителям спокойствия. На самом деле наоборот. Потому что никогда не знаешь, что может произойти за этой дверью, и какая опасность может поджидать в этом темном подъезде», — напомнил руководитель проектов комплексного освоения территорий компании «Строительный трест» Анзор Берсиров.
Застройщики уделяют большое значение безопасности, поэтому почти во всех проектах установлено видеонаблюдение, а на первых этажах предусматриваются большие витражные окна, благодаря которым увеличивается обозрение. «При этом внешний облик здания становится более презентабельным, а внутрь помещения попадает больше естественного света. Просторные холлы стали неотъемлемой частью наших проектов», — добавляет Анжелика Альшаева.
Изменился и подход к созданию доступной среды. «Наследие советской архитектуры — лестницы, пандусы, механические подъемники для маломобильных групп населения — все это ушло в прошлое. Сегодня входы в дома создаются с уровня земли, без барьеров — это удобно для всех», — добавляет Анзор Берсиров.
Особые требования предъявляются к отделке входных групп. По словам Дмитрия Ефремова, она все чаще ведется с использованием износостойких материалов повышенного качества, в едином стиле концепции всего жилого комплекса.
Для бережливых
Заметная тенденция последних лет — создание на первом этаже помещений для хранения колясок и велосипедов. «Это практически не отражается на себестоимости строительства и становится приятным бонусом для покупателя, помогая создать привлекательный имидж жилого комплекса», — уверен Петр Буслов. Анзор Берсиров указывает еще одно преимущество подобного решения: «Постоянное передвижение велосипедов по дому со временем негативно сказывается на состоянии общедомового имущества».
В домах комфорт-класса появляются и отдельные кладовые для жителей, как принято, например, в Финляндии. Но эта история для застройщика несколько сложнее. «Если кладовые расположены на подвальном этаже, то их организация не потребует от застройщика больших затрат. Если же они находятся на жилом этаже, то застройщик проводит большую работу по согласованию таких помещений с надзорными органами, и их обустройство выходит более затратным. Для стимулирования продаж кладовок мы можем давать клиентам рассрочку (беспроцентную или процентную), а также сдавать помещения в безвозмездную аренду на ограниченный срок», — говорит директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.
«Создание дополнительных мест хранения для жильцов — кладовых, колясочных, велосипедов, не увеличивают стоимость проекта. Наличие таких мест — это правильное и эргономичное проектирование жилого комплекса, благодаря чему можно продать дополнительные метры нежилого помещения», — отмечает Анжелика Альшаева.
Приятное окружение
Еще один фокус внимания застройщиков и покупателей сосредоточен на придомовой территории. «Во многих проектах теперь можно встретить не только скамейки и детские площадки, но и зоны для прогулок и занятий спортом, велодорожки. Часто для оформления территории используются малые архитектурные формы, которые создают особую атмосферу внутри квартала. Кроме того, компании тщательнее подходят к зонированию дворовых территорий. В частности, в наших проектах разграничены игровые площадки для детей разных возрастов, чтобы малыши и ребята постарше не мешали друг другу», — отметил Ян Фельдман.
«Пространство должно быть спланировано с учетом интересов разных групп жителей — от самых маленьких до людей старшего возраста. Для этого все активнее используются малые архитектурные формы и качественный ландшафтный дизайн. Главное, что придает изюминку всему благоустройству — это идея. Например, вы хотите, чтобы двор был максимально зеленым, или создаете патио в средиземноморском стиле», — поделился своим видением Петр Буслов.
По примеру европейских застройщиков петербургские девелоперы начали дополнять территорию жилых комплексов пространствами для хобби, спорта, общения. Ян Фельдман привел в пример футбольный стадион, баскетбольную площадку, скейт-парк в проектах своей компании. Создание застройщиками так называемых «комьюнити»-центров, отдельных помещений во дворе или внутри дома, где жители встречаются, обмениваются новостями, —тренд последнего времени, отметил Дмитрий Ефремов.
Порой общественные пространства возникают стихийно, как в одном из кварталов «Строительного треста». «На пешеходном бульваре стихийно (мы не прикладывали для этого никаких усилий) сложилась практика ведения детских мастер-классов под открытым небом. В будущем мы обязательно учтем такой уровень самоорганизации людей, и приложим усилия для создания специальных хобби-румов, чтобы активные жители меньше зависели от переменной петербургской погоды», — рассказал Анзор Берсиров.
Коммерческий проект
Организация общественных зон во дворе возможна, только если двор не занят машинами. Сейчас такие проекты разрабатываются многими застройщиками. Вопрос, строить ли паркинги, перед девелоперами не стоит — нормативы обязывают обеспечить жителей машиноместами. Убедить жителей этими местами воспользоваться — более сложная задача.
«Клиенты, которые приобретают недвижимость бизнес-класса, как правило, одновременно с квартирой покупают и машиноместо. А в более массовом сегменте люди скорее вложат дополнительные средства в увеличение площади квартиры или в ее отделку. Как результат, в новых районах появляются полные автомобилей дворы, даже если количество машиномест соответствует количеству квартир в доме. И не стоит забывать, что у многих семей сегодня два, а иногда и три автомобиля», — сетует Анзор Берсиров. Впрочем, по его наблюдениям, ситуация постепенно меняется в лучшую сторону, и люди начинают задумываться о единовременной покупке жилья и парковочного места.
Как именно выполнять обязательства по обеспечению жителей машиноместами, застройщики выбирают исходя из экономики проекта. Себестоимость места в наземном паркинге начинается от 300 тыс. рублей, а в подземном доходит до 1 млн рублей. В результате, по словам Петра Буслова, в недорогих проектах, рассчитанных на массового покупателя, чаще встречаются наземные отдельно стоящие паркинги, называемые в народе «этажерками». Подземные паркинги более характерны для проектов класса «комфорт плюс» и выше.
«Строительство подземного паркинга затратно для девелопера и зачастую не окупается. По этой причине мы считаем огороженные наземные парковки, расположенные по периметру кварталов, и закрытые от машин дворы оптимальным решением для своих проектов», — рассказал Ян Фельдман.
«Наши городские объекты имеют крытые паркинги, которые сдаются в аренду, а не продаются. Такое решение приняло руководство компании для большей эффективности, — отмечает Анжелика Альшаева из КВС. — Плюс у нас своя управляющая компания, которая следит там за порядком. Спрос на паркинг всегда есть, только в проектах бизнес-класса он значительно выше. Объекты комплексного освоения территории имеют достаточное количество мест для машин на открытой парковке, поэтому крытый паркинг там не нужен».
В целом, как отметил Петр Буслов, паркинг для застройщика — отдельный коммерческий проект со своей себестоимостью и ожидаемой доходностью. Чтобы сделать продукт привлекательнее, застройщики стараются насытить это пространство дополнительными опциями, например, разместить в паркинге кладовые, места для хранения шин, автомойки — вплоть до зарядных станций для электромобилей.
Более традиционный способ стимулирования продаж мест в паркингах — всевозможные акции. «Например, существенные скидки на паркинг могут предлагаться при покупке большой семейной квартиры. В наших кварталах построены крытые паркинги с машино-местами стандартного или увеличенного размера для больших машин, семейного формата на несколько автомобилей. Их можно взять в аренду, купить с помощью беспроцентной рассрочки или в кредит, а за единовременную оплату предоставляется скидка», — отметил Дмитрий Ефремов.
Не для всех
Высокая конкуренция заставляет петербургских застройщиков искать все новые «фишки» для привлечения внимания к жилому комплексу. «В некоторых наших проектах выделено пространство для мытья лап собак, везде предусмотрены места для хранения велосипедов и колясок на первых этажах», — говорит Анжелика Альшаева.
Компании активно изучают западный опыт, но далеко не все элементы использования общественных пространств можно успешно перенести в наши реалии. Например, прачечные, сауны и постирочные в парадных — это, по словам Петра Буслова, очень удобная опция, но основная трудность здесь — проблемы с администрированием, то есть, как жители будут за это платить. «Отсутствие понятного механизма удерживает застройщиков от реализации этой идеи», — пояснил он. Кроме того, эта опция может быть реализована только в небольших проектах, таких как клубные дома на 30-50 квартир. «Если у вас в парадной — 1000 квартир, одной сауны на всех не хватит. Да и помещение для постирочной такого размера предусмотреть не удастся», — заключает Петр Буслов.