Рынок жилой недвижимости готовится к изменениям в градостроительной политике и сужению покупательского спроса. Крупные игроки уже занялись активным поиском новых стратегий развития на будущие годы. Анализу главных рыночных тенденций и обсуждению стратегически важных для отрасли вопросов посвящен всероссийский форум Urban Space-2018, который пройдет в рамках премии Urban Awards 5 июля в Петербурге.
Как и в прошлом году, за круглым столом в рамках живой дискуссии соберутся руководители крупнейших девелоперских и риэлтерских компаний, а также представители органов власти. Текущий год преподнес участникам деловой встречи достаточно серьезных тем для дискуссий: от законодательных изменений в долевом строительстве до резкого снижения ставок по ипотеке. «Форум Urban Space и премия Urban Awards, в рамках которой он проводится, ставят своей основной задачей определение стандартов качества жилищного строительства и тренды развития отрасли на ближайшие годы», — говорит Маргарита Смышляева, руководитель премии Urban Awards в Санкт-Петербурге.
В числе экспертов форума — лидеры отрасли: Эдуард Тиктинский (Холдинг RBI), Геннадий Щербина (ГК «Эталон»), Александр Рогатых («Аквилон-Инвест»), Вячеслав Семененко (Master Development), Мария Черная (Bonava) и другие.
РБК Петербург спросил у участников встречи, какие проблемные темы они планируют обсудить в рамках мероприятия и ответов на какие вопросы ждут от форума.
По словам директора управления стратегического маркетинга Группы RBI (в которую входят компании RBI и «Северный город») Веры Сережиной, одна из наиболее важных тем, которая будет поднята за круглым столом, связана с архитектурным своеобразием массового жилья. «Петербург — это город, жители которого уделяют повышенное внимание архитектуре и уникальным особенностям своего дома. У нас в городе архитектурная составляющая, действительно, часто становится весомым фактором выбора для покупателя», — говорит эксперт. «Современный человек уже не хочет жить в серой унылой коробке-хрущевке. Ему нужен дом, в который приятно въехать, в котором приятно жить», — подтверждает Павел Андреев, генеральный директор компании Л1. Но девелоперы часто не обращают особого внимания на архитектуру своих проектов и используют типовые решения, с сожалением отмечает Вера Сережина.
«В Петербурге, да и в других городах, дома запоминают и узнают именно по фасадам. Есть ощущение, что многие на рынке стали об этом забывать: громкое и красивое название может носить комплекс, имеющий ничем не запоминающийся, экстерьер. Однако именно фасад становится поводом для гордости жителей дома и запомнится тем, кто просто проезжает мимо», — отмечает Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development. Впрочем, по мнению экспертов, нельзя забывать и про экономическую составляющую в погоне за эстетикой. «Например, облицовка фасада натуральным камнем — бесспорно, красиво, но не всегда в ней есть смысл, потому что не во всех локусах покупатель заплатит соответствующую цену за этот продукт», — говорит Вера Сережина. «Интересное архитектурное решение — это конкурентное преимущество, оно, в принципе, закладывается в экономику проекта. Красивый дом в хорошей локации продает сам себя», — отмечает Павел Андреев.
Другая важная тема для дискуссии в рамках форума — редевелопмент. По данным консалетров, спрос на жилье в последние годы смещается из пригородов Петербурга в центр. При этом подходящих для строительства жилья свободных участков в центре города крайне мало. Застройщики и эксперты отрасли в один голос говорят, что редевелопмент «серого пояса» — больших промзон в центре Петербурга — практически единственная возможность реализовать проекты, на которые существует огромный спрос, а для города — благоустроить и оживить мрачные производственные кварталы. С 2013-2014 гг. процесс вывода заводов за черту города стал интенсивнее, отмечает Вера Сережина.
«Пока существует так называемый «серый пояс», ветхий и аварийный жилой фонд в центре города, кварталы хрущевок, требующие реновации, — у девелоперов найдется поле для деятельности», — соглашается Мария Черная, генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург». «Немалая часть серого пояса — 35-40% — приходится на исторический центр. Это хорошая перспектива», — соглашается Павел Андреев.
По словам Елизаветы Конвей, директора департамента жилой недвижимости Colliers International, в 2018 году на рынке появятся проекты в концепции редевелопмента промышленных территорий в Петроградском, Адмиралтейском, Центральном районах. «Сегодня экспансия бизнес-класса в жилой недвижимости идет по заданной модели освоения «серого пояса», но уже на северо-запад города: вдоль набережных Приморского, Выборгского, Калининского, Красногвардейского районов, превращающихся из индустриальных береговых кварталов в жилые, с видом на воду», — отметила она.
Но есть у редевелопмента и свои «подводные камни». «Такие проекты требуют больших усилий и вложений со стороны девелоперов, поэтому необходима продуманная стратегия городского развития, формирование государственного видения развития городских пространств, создание условий для реализации и для включения неосвоенных и депрессивных территорий в более активный инвестиционный процесс. Превратить недостатки отдельных территорий в их преимущества способны только точный расчет, грамотное позиционирование и время», — добавляет глава Л1.
По мнению Екатерины Запорожченко, если при освоении соблюсти баланс между жилой, коммерческой застройкой и общественными пространствами, у девелоперов есть возможность построить «ту самую современную городскую среду, о которой сегодня так много говорят.
Участники форума обсудят также работу со сложной локацией, технологии продаж и применение в девелопменте новейших технологий — таких, как работа с Big Data. «Любая компания, использующая интернет как средство привлечения клиентов, собирает информацию о поведении потенциальных покупателей и посетителей сайтов, страничек в социальных сетях, мобильных приложений, данные рекламных площадок. Это позволяет делать выводы о трендах, спросе и покупательной способности, конверсиях от рекламных кампаний, оценивать «здоровье» бизнеса и принимать обоснованные бизнес-решения», — говорит Александр Максимов, руководитель департамента медиа-продаж и дата-продуктов Avito. В основном анализ Big Data применяется в ритейле, где поток покупателей огромен.
Но и в недвижимости анализ больших данных необходим, уверены эксперты. «Сфера недвижимости — одна из тех, где большие массивы данных были всегда. И их надо было структурировать», — считает Павел Андреев. «У нас Big Data может использоваться, например, для таргетинга рекламных сообщений на конкретные сегменты аудитории», — добавляет Вера Сережина из RBI. По мнению Александра Максимова, игроки рынка недвижимости с помощью больших данных сегодня могут получить полное представление о своих клиентах: понимать, кто и какое жилье покупает, когда, почему и как.
Форум Urban Space проводится в четвертый раз в преддверии 10-й юбилейной премии Urban Awards. В этом году форум пройдет в Санкт-Петербурге, в гостинице «Астория» 5 июля с 10:00 до 14:30.