Укрепление рубля не приведет к снижению туристического потока в Петербурге, уверен председатель городского Комитета по развитию туризма Андрей Мушкарев. Он прогнозирует, что число туристов в 2017 году вновь вырастет (при «высокой базе» 2015 и 2016 годов). Получив хорошие количественные показатели, Петербург должен побороться за качество туристов – лучше, чтобы они были богатыми, рассказал председатель комитета в интервью РБК+.
Чемпион по гостиничным ценам
– Прошлый год был удачным для туристического Петербурга, но в этом январе поступили сигналы от гостиниц о снижении числа гостей. Как вы считаете, тренд меняется?
– Минувший год, действительно, был неплохим – город получил 6 900 000 туристов. Кроме того, Петербург вышел на первое место в стране по загрузке отелей – она оказалась выше, чем в Москве, и по величине среднего чека на одну гостиницу – 6900 рублей против 6100 рублей в Москве. То есть у нас дорогие, хорошо загруженные гостиницы. Я не соглашусь с утверждением о неудачном начале года – мы с отельерами провели анализ новогодних праздников, оценивая период с 20 декабря по 8 января, и увидели рост основных показателей по сравнению с прошлым годом на 4-8%. У каких-то гостиниц, возможно, было падение, но это еще не тренд. Думаю, что в 2017 году мы увидим еще больше туристов, чем в 2016-м.
– Почему? Туристический бум в Петербурге был спровоцирован падением рубля, а сейчас рубль укрепляется.
– В 2014 году доллар стоил 30 рублей, а сейчас стоит 60 рублей, при этом в Европе цены не снизились – наоборот, сейчас произошло их повышение. На среднюю для России зарплату в 35 тысяч рублей в Европе много не погуляешь. Надо понимать, что Петербург конкурирует с серьезными туристическими направлениями – Римом, Парижем, а не с пляжным туризмом. Так что привлекательность города для отечественных туристов сохраняется. Кроме того, год будет хорошим для международного пиара Петербурга, благодаря Кубку конфедераций FIFA и 100-летию революции. Мы с удивлением обнаружили, что эта тема интересна европейцам. У нас огромное количество запросов от итальянских, испанских, голландских туроператоров о том, какая будет программа в связи с революцией. И британский The Telegraph назвал Петербург обязательным для посещения в 2017 году.
– Чтобы туристы были довольны, мы будем праздновать революцию?
– Нет, будем в разных формах представлять информацию об эпохе, которая началась в 1917 году. Эрмитаж готовит тематические выставки, Фестиваль света будет посвящен этой дате и так далее.
Деньги любят правильный счет
– Сколько Петербург должен заработать на туризме за год?
– У нас есть целевой показатель госпрограммы – 26 миллиардов рублей за год; он вполне достижим. Более сложный вопрос – как считать доходы от туризма? В прошлом году городской бюджет получил порядка 25 миллиардов рублей от этого вида деятельности, что, на мой взгляд, составляет 50% от тех денег, которые объективно принесли городу туристы. У нас нет единого механизма расчета доходов от туристической деятельности – мы считаем доходы от гостиниц плюс еще от нескольких направлений, далеко не главных. Относятся ли к туристическим доходы
от музейной активности? Или общественный транспорт – им пользуются 80% российских туристов, приезжающих в Петербург. Я считаю, что доход от сувенирного магазина может составлять до 25 миллионов рублей в день, а таких магазинов у нас – множество. Другое дело, что они платят абсолютно не значительные налоги.
Трудно улучшать ситуацию, опираясь на неадекватную информацию, поэтому важно научиться правильно считать доходы от туристической деятельности. И, конечно, нужно повышать собираемость налогов. Мы начали бороться с нелегальными гидами не потому, что они дают неправильную информацию, а потому, что, нанимая легального гида, компания повышает доходы города.
– Есть ли у города ресурсы для борьбы с нелегальным китайским туризмом?
– Борьба с услугами нелегальных гидов-переводчиков – один из таких ресурсов. Также постараемся во взаимодействии с контролирующими органами повышать прозрачность сувенирной отрасли – там китайские туристические группы тратят огромные деньги, которые оборачиваются крохами налоговых поступлений. Кроме того, мы инициируем изменения в федеральное туристическое законодательство.
Вообще, у города большие проблемы с китайским туризмом – мы не были готовы к такому потоку и, особенно, к такому формату. Наше законодательство не было готово к такому формату. В самом Китае очень четко зарегулированы все аспекты туристической деятельности – например, там иностранный гражданин не может быть гидом ни при каких обстоятельствах. У нас же непрозрачно работают и туристические операторы, и транспортные компании, и розничная торговля, обслуживающие китайских гостей.
– Есть мнение, что большой наплыв гостей из КНР в принципе не нужно приветствовать.
– С одной стороны, у нас на 100% за год увеличился поток китайских туристов, с другой – мы на 86-м месте в мире по числу гостей из КНР, то есть далеко не лидеры, и у нас есть большой потенциал к росту. Да, многие жалуются, что приезжают небогатые китайские туристы, тратят немного денег – я бы поспорил с этим. Структурно китайский туризм со временем поменяется – будет расти доля среднего класса, а денег китайские туристы и сейчас тратят немало, просто город пока не получает с них доходов.
Безотносительно китайских туристов, у нас хорошие показатели по количеству гостей, и теперь нам нужно работать с их качеством и объемом получаемой городом прибыли. Петербург не должен быть дешевым городом – он должен быть дорогим и качественным. У нас есть задача привлечь больше состоятельных туристов, которые потратят в Петербурге максимальное количество денег. Я не согласен, когда город критикуют за высокие цены гостиничных услуг – если цена высокая, это значит, что мы дополнительно получаем деньги в бюджет.
С другой стороны, я говорю туроператорам: если вы не можете продавать дорогие гостиницы в высокий сезон – давайте вместе формировать программы на низкий сезон. Ведь для познавательного туризма лето не очень хорошо – очереди в музеях, все театры на каникулах, отели и перелеты стоят максимально дорого, перебои с автобусами, а зимой этих проблем нет. Значит, нужно создавать событийные программы и привлекательные пакетные предложения на осенне-зимний сезон, активно их продвигать, и за счет этого, а не еще более высоких цен летом, увеличивать доходы туриндустрии. Откройте любой туристический каталог – вы не найдете в нем ни одной фотографии зимнего Петербурга.
– Как вы знаете, отношение к роли власти в развитии туризма скорее скептическое. Бизнес говорит, что успехи в этой области с действиями власти никак не связаны.
– Я сам из бизнеса, чиновником работаю недавно, поэтому могу спокойно комментировать. Я вижу, что компании появляются в тот момент, когда им надо решить актуальный вопрос, и потом исчезают – мало кто системно взаимодействует с властью. Между тем созданы рабочие группы, в которые входят отельеры, туроператоры, и так далее, и это хороший механизм развития отрасли. Вообще, я вижу свою задачу в том, чтобы создавать условия для развития туристической индустрии, используя ресурсы исполнительной власти. Именно для этого я здесь нужен.