Пресс-релизы , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Коворкинги наращивают долю в сегменте офисной недвижимости

Фото: ГК «БестЪ»
Фото: ГК «БестЪ»
Совокупный объем гибких офисов Петербурга составляет сегодня 2,5% от всего сегмента офисной недвижимости

Эксперты фестиваля коворкингов и гибких офисных пространств CoworkingFest отметили не только рост доли коворкингов, но и смену драйверов в структуре спроса.

По подсчетам партнера «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (входит в ГК «БестЪ») Станислава Ступникова, в России насчитывается 890 офисных коворкингов в 133 городах: «Это около 73 тыс. рабочих мест. Общая площадь таких объектов составляет 650 тыс. кв.м и формат продолжает развиваться: открываются новые объекты, повышается качество предоставляемого сервиса».

По данным IPG, по итогам 2022 года совокупный объем гибких офисов Петербурга составил 2,5% от всего сегмента офисной недвижимости, общая площадь таких объектов 393 тыс. кв.м., причем 90% рынка занимают сетевые операторы. «По нашим оценкам, объем спекулятивного ввода гибких рабочих пространств в 2023 году составит порядка 50 тыс. кв.м, — говорит Вероника Чаканова, руководитель офисной группы IPG.Estate. — Значительный объем может прийтись на формат build-to-suit. Объем рынка гибких рабочих пространств Санкт-Петербурга — 73,8 тыс. кв.м, из которых доля сетевых игроков — 65%. Новый прирост в Санкт-Петербурге в 2023 году составит 12,2 тыс. кв.м».

Если посмотреть на совершенные сделки, то раньше основным потребителем гибких офисных пространств были IT-компании. Сегодня крупнейшие московские сделки говорят о смене драйверов в структуре спроса: арендаторами выступают банковский сектор, консультанты, девелопмент и управление. Доля айтишников сократилась, и теперь активность в этом сегменте формируют российские компании, отметила эксперт. «Интересно отметить тенденцию, что при открытии компанией крупного сервисного офиса в Москве практически сразу этот же игрок открывает небольшое подразделение в сервисном офисе в Санкт-Петербурге. Например, такие сделки совершались компаниями «Дом.рф» и «СитиДрайв», — добавила Вероника Чаканова.

Экономическая ситуация подтолкнула многие компании изменить стандарты своей работы. По словам Юлии Дерновой, управляющей коворкингом Case, стала больше цениться мобильность. Соответственно, коворкинги и гибкие офисные пространства стали более востребованы, т.к. могут оперативно трансформироваться под запросы клиентов. Сокращение горизонта планирования влияет на трансформацию всего рынка офисной недвижимости, а коворкинг-пространства зачастую наиболее полно отвечают текущим потребностям компаний.

Несмотря на отток арендаторов в 2022 году, освободившиеся площади активно заполняются. По данным IPG из 167 тыс. кв. м, которые освободились в Петербурге за прошлый год, 42% уже реализовано. Мария Сумарокова, генеральный директор УК Page: «За последний год коворкинги стали использоваться более активно не только компаниями из IT-сферы, пришли корпоративные клиенты и небольшие розничные компании-арендаторы из сферы недвижимости и маркетинга. Например, в одном из коворкингов у нас целый этаж занимают агентства недвижимости. Горизонт планирования в компаниях существенно сократился, и коворкинги дают компаниям максимальную гибкость и оперативность в расширении или сокращении бизнеса. Мы фиксируем восстановление спроса с января этого года, на данный момент заполняемость по всей сети Page составляет около 90%».

Владимир Дорофеев, сооснователь сети коворкингов Практик и Ofix отметил, что серьезно поменялся портрет арендатора и сценарии использования офисных площадей: «Все осознали, что «удаленка» — не вариант для эффективной работы, повысилось присутствие сотрудников в офисе, стала более плотной рассадка». Трансформировался запрос арендатора, компании хотят получать все больше «фишек» от офисных площадей, но не всегда готовы за них платить. Мария Сумарокова считает, что сейчас важна гибкость и индивидуальный подход, который позволит сформировать перечень услуг, необходимый конкретному арендатору, без переплаты за неиспользуемые опции.

Изменился не только портрет арендатора, но и подход к созданию гибких офисных пространств. Лариса Аниканова, директор бюро офисных и общественных пространств Aikidesign, подчеркивает, что нужен оптимальный баланс инвестиций: «При создании коворкинга нужно идти от функционального зонирования, четко понимая, какие базовые задачи решаются сотрудниками в процессе работы. Нужно ответить на вопрос: что мешает эффективно работать и взаимодействовать резидентам?».

В целом, все эксперты прогнозируют дальнейшее развитие формата коворкингов, заполняемость петербургских объектов только за первый квартал 2023 года выросла на 10%.

Организаторы CoworkingFest: сеть коворкингов Page, ГК «Бестъ», ГК IPG.Estate и Case.coworking. PR-партнер: «Репутация». Официальный партнер: «Гласскон». Партнеры: Avito, Эlevel, Space, Hotdesk.ru, бюро Aikidesign. Генеральный партнер-площадка: «Амфитеатр Ленполиграфмаш». Генеральный интернет-партнер: Arendator.ru. Официальный деловой партнер РБК Петербург, официальный радио-партнер Business fm в Санкт-Петербурге. При информационной поддержке: Центр «Мой Бизнес» Санкт-Петербург (СПБ ГБУ «ЦРПП»), Национальная ассоциация отрасли коворкингов России, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов», Ассоциация «Объединение АХП».

Источник