В дискуссии приняли участие управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Елена Феоктистова, заместитель директора департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития России Антон Цветов, управляющая по устойчивому развитию и волонтерским программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ольга Лучина, руководитель направления КСО Департамента корпоративной социальной ответственности «МТС» Екатерина Игнатьева, партнер департамента управления рисками, руководитель группы услуг в области устойчивого развития «Делойт» СНГ Иван Кухнин, руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при Президенте РФ Антонина Левашенко, руководитель управления по внешнеэкономической деятельности Аналитического центра при правительстве РФ Ксения Банникова, директор Центра корпоративной социальной ответственности им. ПрайсвотерхаусКуперс, директор программы «Управление проектами в области социального предпринимательства», доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ Юрий Благов, директор по устойчивому развитию «Полиметалл» Дарья Гончарова, директор по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola HBC Россия Ирина Архипова.
Участники дискуссии обсудили актуальные вопросы, касающиеся нефинансовых ESG-показателей. Экология, безопасность производства, забота о клиентах и местных сообществах, оценка коррупционной составляющей в текущих экономических условиях приобретают особое значение. Высокие показатели по данным направлениям положительно сказываются на репутации компании и доверии к ней, отмечают эксперты.
«Раскрытие информации о нефинансовых аспектах и показателях перемещается для компаний из категории «лучше бы делать» в категорию «необходимо». Прозрачность и развитие отчетности становятся неотъемлемым элементом ответственной деловой практики. И это не связано только с формальными требованиями регуляторов», — говорит Елена Феоктистова.
«Мы видим, как самый основной тренд — стремительное превращение темы устойчивого развития из чего-то благожелательного и внеэкономического в конкретные экономические эффекты для стран, для компаний и потребителей» — продолжает Антон Цветов.
В условиях пандемии COVID-19 многие компании стали пересматривать свои модели корпоративной устойчивости. Тех усилий, что принимает бизнес сейчас, становится недостаточно для достижения целей устойчивого развития. Главный вопрос стоит не в том, как компании найдут для себя финансовый интерес подключиться к проблеме устойчивого развития, а в той пользе, которую бизнес принесет для глобального выживания, разрешения экологических проблем и оздоровления нации, отмечает Юрий Благов.
Тренд на реализацию целей устойчивого развития влияет на внимание инвесторов к компании и тем самым создает новые рыночные ниши. Ответственное ведение бизнеса стремительно монетизируется и становится международным хорошим тоном. Для такого сложного бизнеса, как табачный, в центре усилий по устойчивому развитию — научные исследования и разработка инновационных менее вредных продуктов.
«Научно-исследовательская деятельность аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл»в области развития альтернативной линейки продукции и ее оценка на независимых научных площадках являются для нас приоритетными направлениями. В этом году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (US. FDA) разрешило ФМИ продажу системы нагревания табака IQOS на территории США как продукта с пониженным воздействием, соответствующий интересам улучшения общественного здоровья. Это решение подтверждает, что IQOS — это продукт, который принципиально отличается от традиционных табачных изделий и представляет собой лучшую альтернативу для совершеннолетних потребителей сигарет», — рассказывает управляющая по устойчивому развитию и волонтерским программам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ольга Лучина.
Экологические инициативы находятся в фокусе общественного внимания. Репутация компании формируется ее гуманным отношением к окружающей среде. Крупные игроки делают акцент на климатической повестке, тем самым подтверждая статус «зеленой» компании.
«Большой блок у нас посвящен экологическим инициативам, а также созданию рабочей группы по углеродному менеджменту в рамках комитета по КСО МТС. В 2019 году компания приняла обязательства по выполнению глобальной программы сохранения климата и окружающей среды. Мы предоставляем публичную отчетность по форме CDP о собственном экологическом следе, присоединившись к глобальной инициативе GMSA», — продолжает руководитель направления КСО Департамента корпоративной социальной ответственности «МТС» Екатерина Игнатьева.
Подводя итоги, эксперты согласились, что нефинансовая отчетность позволит бизнесу более адекватно вписываться в глобальную повестку устойчивого развития. Широкая сеть партнерств и эффективная коммуникация со всеми заинтересованными сторонами приведут ответственные компании к выработке более эффективного и комплексного решения глобальных проблем.