Рейтинг составлен на основе анализа бизнес-показателей страховых компаний и их деловой репутации среди частных клиник, работающих на рынке ДМС. Использовались данные, полученные в ходе опроса петербургских частных клиник, а также статистика Центробанка РФ. Результаты представлены сообществу страховщиков и медиков на деловом завтраке 20 июня 2019 года.
В опросе, организованном Ассоциацией, приняли участие 48 медицинских компаний, которые управляют более чем 431 медицинским центром в нашем городе, с совокупным оборотом более 25 млрд руб. в год. Анкеты заполняли руководители клиник, заведующие отделениями, врачи-эксперты и сотрудники финансовых служб.
В рейтинг вошли 24 страховые компании — таково количество реальных игроков петербургского рынка ДМС в 2018 году. Это на три меньше, чем в прошлом году. Из итогового рейтинга исключены компании, чьи выплаты по ДМС составили менее 10 млн рублей по данным Центробанка за 2018 год: «Абсолют страхование», «Бин страхование», «Гелиос», «Капитал Лайф», «Страховая Компания Опора», «Регионгарант», «СМП-Страхование», «Спасские ворота», «Страховая бизнес-группа», «Объединенная страховая компания». Компания «Якорь» в 2018 году обанкротилась и ушла с рынка, оставшись должником перед клиниками.
Итоговый рейтинг (таблица 1) рассчитывался по шести наиболее важным с точки зрения экспертной группы Ассоциации критериям: доля рынка по выплатам (таблица 2), уровень платежной дисциплины (таблица 3), доступность колл-центров (таблица 4), качество программ ДМС (таблица 5), качество медико-экономической экспертизы (таблица 6), доверие клиник (таблица 7).
Таблица 1. Рейтинг деловой репутации страховых компаний ДМС Петербурга
«СОГАЗ» третий год подряд удерживается в первой строчке рейтинга. Второе место в этом году разделили две компании — «АльфаСтрахование» (+2 позиции в рейтинге за год) и «Капитал-Полис» (+3 позиции за год). «Ренессанс» сохранил место в первой тройке, но переместился со второго места на третье. «ВСК» и «Согласие» существенно улучшили свои позиции в рейтинге, поднявшись на 8 и 7 пунктов соответственно.
«В первой десятке — наиболее сильные игроки рынка, которые стремятся сохранять высокий уровень партнерских отношений с клиниками, — отметил генеральный директор Ассоциации Александр Солонин. — Наибольший вес при расчете итогового рейтинга имели такие параметры, как объем закупок медуслуг у клиник, наполняемость программ ДМС, наличие или отсутствие необоснованных отказов в согласовании услуг и объем согласований назначений врача колл-центром страховой компании.
Таблица 2. Рейтинг по доле рынка ДМС в Петербурге
Совокупный показатель: выплаты частным клиникам Петербурга (вес показателя 30%) и выплаты по данным Центробанка РФ (вес показателя 5%)
Ощутимо увеличили объемы сотрудничества с частными клиниками относительно 2017 года «ВСК», «Капитал-Полис» и «Согласие». При этом ведущие игроки «Альянс Жизнь», «Ингосстрах», «Ренессанс», «РЕСО-Гарантия», «СОГАЗ» сохраняют в целом стабильность своего положения в данном рейтинге.
Таблица 3. Рейтинг по уровню платежной дисциплины
Показатель — соблюдение сроков оплаты счетов (вес показателя — 10%)
«Уровень платежной дисциплины значительно вырос, но объективности ради надо отметить, что практически все страховые компании периодически имеют задолженности, — подчеркивает руководитель проекта рейтингования страховых компаний, председатель комитета по стандартизации и информатизации Ассоциации частных клиники, генеральный директор клиники «ЕМС» Татьяна Романюк. — Почти у каждого страховщика есть просроченные долги перед 1–4 клиниками, что, впрочем, можно объяснить спорами в рамках проводимых медико-экономических экспертиз».
Есть компании, которые, по данным опроса, регулярно нарушают условия сотрудничества по срокам оплаты. Это «ГСМК», «Помощь», «Согласие», «ВТБ Страхование» и «Гайде». Хотя, справедливости ради, надо сказать, что всего лишь 4 процента клиник проинформировали Ассоциацию о таких нарушениях. Нам важно в публичном поле обратить внимание этих достойных компаний на имеющиеся системные сбои в выстраивании отношений с отдельными клиниками.
Таблица 4. Рейтинг доступности кол-центра страховой компании для врачей
Показатель — насколько легко врачу дозвониться в колл-центр страховой компании (вес показателя — 5%).
У многих компаний положение в этом рейтинге существенно изменилось, но «Капитал-Полису» удается второй год подряд удерживать первое место, и это серьезное преимущество в глазах клиник.
«Современная IP-телефония позволяет выстраивать любую маршрутизацию звонков. Не секрет, что в колл-центрах страховщиков приоритет имеют застрахованные пациенты, а вот дозвон врача с приема не всегда обеспечивается на должном уровне, — комментирует Марина Геворкян, медицинский руководитель холдинга «Медика». — Рейтинг Ассоциации позволяет взглянуть на доступность колл-центров глазами врачей, которые вынуждены согласовывать с диспетчером страховщика буквально каждый свой шаг, включая назначение клинического анализа крови».
Таблица 5. Качество программ ДМС
Совокупный показатель: Наполняемость медицинских программ, частота случаев необоснованного отказа в согласовании объема медицинских услуг, объем согласования назначений врача диспетчерским пультом (вес показателя — 25%)
Компания «ВСК» буквально рванула наверх, поднявшись в глазах клиник с девятого на первое место. «Из рейтинга видно, кто вынужден сокращать убытки, а кто начинает больше позволять своим застрахованным, — комментирует генеральный директор ООО «Корис ассистанс (СПб)» Лев Авербах. Как бы страховщики ни старались улучшать качество программ ДМС, все зависит от платежеспособности страхователя и уровня экономики в стране. Ограниченность ресурсов все еще не позволяет довести наполняемость программ ДМС до соответствия стандартам и клиническим рекомендациям. Страховщики вынуждены сохранять существенные ограничения и исключения из программ ДМС».
Таблица 6. Рейтинг качества медико-экономической экспертизы
Совокупный показатель: качество оформления экспертных заключений и сроки их оформления и передачи клиникам (вес показателя — 15%)
«Медико-экономическая экспертиза (МЭЭ) — это всегда самая острая точка взаимодействия между клиниками и страховщиками, — рассказывает Козаева Светлана Викторовна, заместитель директора по медицинской части сети стоматологий «Дентал-Сервис». — Страховые компании нуждаются в квалифицированных экспертах не меньше, чем клиники — в квалифицированных врачах. Если страховщик потерял хорошего эксперта и заменил его на менее квалифицированного, либо с более низкими коммуникативными навыками, то это сразу сказывается на отношениях с клиниками и позиции в рейтинге.
В целом проблема глубокая и обусловлена прежде всего отсутствием у страховых компаний единого подхода к проведению МЭЭ, в том числе из-за отсутствия единых регламентирующих нормативных документов. Субъективизм экспертов и разный подход у разных страховых компаний и даже разных экспертов одной страховой порождают конфликты и снижает желание врачей обслуживать пациентов по ДМС. Часто при одинаковых диагнозах одна страховая штрафует клинику за назначение услуги, другая — за ее неназначение».
Таблица 7. Рейтинг доверия клиник
Показатель — доля упоминаний клиниками СК при ответе на вопрос «Где бы вы купили полис ДМС для своих сотрудников?» (вес показателя — 10%)
В рейтинг доверия впервые попали компании «ВСК» и «ГСМК».
«Рейтинг чувствителен к малейшим изменениям в качестве деловых контактов между клиниками и страховщиками. Стоит снизить доступность колл-центров для врачей клиник, качество экспертных заключений или объем закупок у клиник–членов Ассоциации, и позиция страховщика резко падает. И наоборот, она может резко вырасти при улучшении этих показателей», — подчеркивает Татьяна Романюк.