Новости партнеров⁠, Санкт-Петербург и область ,
0

В музее Эрарта открылась выставка Анхелы Копелло «Совершенство»

Фото: Музей современного искусства Эрарта
Фото: Музей современного искусства Эрарта
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку аргентинской художницы Анхелы Копелло, которая проходит с 17 октября 2025 до 15 февраля 2026 года

В произведениях Анхелы Копелло природа предстает во всем своем грандиозном величии. Сама художница признается, что ее всегда завораживало возвышенное совершенство живой природы. Опыт работы ландшафтным дизайнером научил ее тонко чувствовать сложные взаимосвязи между отдельными элементами любого пейзажа и незримо присутствующую в нем иерархию.

Выход за рамки

Ключевая идея выставки Анхелы Копелло восходит к важнейшей для западной философии эстетической категории возвышенного. Изначально эта категория была связана с идеей выхода за рамки и пределы: соответствующий латинский термин sublimis образован приставкой sub, означающей «вплоть до, около», и корнем слова limes — «граница, рубеж». Таким образом, переживание возвышенного требует выхода за грань эстетического восприятия. Философы традиционно сопоставляли понятие возвышенного с другой эстетической категорией — прекрасным. И если второму приписывались такие качества, как красота и порядок, то первое характеризовалось присущей ему грозной мощью. Встреча с возвышенным — это всегда столкновение с неизвестным, потенциально опасным и разрушительным, а нередко и осознание собственной бренности. В «Трактате о возвышенном» (1674) французский мыслитель Никола Буало-Депрео отмечает, что искусство обладает аналогичным свойством выходить за рамки нашего привычного опыта и изумлять.

Рассматривая категорию возвышенного применительно к явлениям живой природы, англо-ирландский публицист XVIII века Эдмунд Берк утверждал, что наслаждение от их восприятия неразрывно связано с чувством страха. Необъятность и непредсказуемость природы нельзя отнести к категории прекрасного — ощущение, которое они возбуждают в наблюдателе, можно назвать боязнью неизведанного.

Немецкий философ Иммануил Кант по-своему развил идеи Берка. Уделяя особое внимание восприятию возвышенного на пределе возможностей человеческого понимания, философ приходит к выводу: величие, непостижимость, неизмеримость природы, ее неподвластность человеческой воле и пониманию неизбежно пробуждают в нас страх перед ней. Сталкиваясь с природной силой, человек осознает свою незначительность в масштабах вселенной.

Фото: Музей современного искусства Эрарта
Фото: Музей современного искусства Эрарта

Пугающая мощь

В работах Анхелы Копелло природа предстает в подобном фантастически-двусмысленном, пугающем качестве. Напоминающие плющ растения, которые мы видим на большинстве снимков Копелло, на первый взгляд кажутся величественными и прекрасными, однако внимательный зритель заметит в них и нечто зловещее. На самом деле эти лианы, ныне встречающиеся по всей территории США, — инвазивный вид родом из Китая и Японии. Заросли растения кудзу, также известного как пуэрария, представлены на многих кадрах в экспозиции: для автора это способ наглядно показать, как «неконтролируемое распространение этого чужеродного вида способно необратимо изменить территории, еще недавно считавшиеся райскими уголками». И это лишь один из аспектов того, как непоправимо влияет на свое природное окружение человек.

Более века назад пуэрария была ввезена в США из Японии в качестве дипломатического подарка, и этому чужеродному растению понадобилось относительно немного времени, чтобы колонизировать обширные территории по всему североамериканскому континенту. Стремительно растущие ползучие лианы пуэрарии плотно опутывают деревья и кустарники, затеняя их от солнечного света и блокируя доступ питательных веществ к их корням, чем, в конечном счете, убивают их. Инвазивные лианы не просто вытесняют местную флору, но и вызывают деградацию целых экосистем: опадающие с них листья разлагаются более интенсивно, препятствуя накапливанию углерода в почве, а это в свою очередь усугубляет климатические изменения.

Катастрофические последствия интродукции пуэрарии в Северной Америке заставляют задуматься о роли человека в существующих в природе причинно-следственных связях. В наши дни перед человечеством встает непростой вопрос: как восстановить хрупкое природное равновесие, нарушенное отчасти и по нашей вине, не утратив при этом благоговейного восторга перед совершенством и величием природы?

В музее Эрарта открылась выставка Анхелы Копелло «Совершенство»

Об авторе

Аргентинская художница Анхела Копелло родилась в 1960 году. Свой творческий путь она начала во время обучения в Университете Буэнос-Айреса, где получала образование в сфере ландшафтного дизайна и декоративного цветоводства. Некоторое время спустя Копелло решила сменить род деятельности и поступила в Аргентинскую школу фотографии, где ее преподавателями стали Джули Вайс, Энди Голдстайн, Вирхиния дель Гуидиче.

На счету автора — целый ряд книжных публикаций, в том числе альбом «Парки и сады Аргентины» 1999 года, а также фотоиздания «Дети солнца» и «Аргентинские ландшафтные дизайнеры» 2011-го. Книга Анхелы Копелло «Непостоянства» в 2014 году стала финалистом престижной премии FELIFA и позднее была издана при содействии Муниципальной программы культурного патронажа Буэнос-Айреса.

Работы Копелло выставлялись во многих музейных и галерейных пространствах Буэнос-Айреса, в том числе в культурных центрах Recoleta (2010) и Usina Cultural Sáenz Peña (2011) и выставочном зале Areatec при культурном фонде Пабло Кассары (2012), принимали участие в «Фестивале света» в Муниципальном музее изящных искусств Тандиля (2014) и экспонировались в помещениях Фондовой биржи Буэнос-Айреса (2015). В рамках групповых и персональных выставок их также можно было неоднократно увидеть в Культурном центре Борхеса и аргентинском Palais de Glace.

Сегодня автора официально представляет галерея OdA, а ее произведения регулярно участвуют в крупных международных выставках-ярмарках, в числе которых значатся Pinta BAphoto (2017, 2019–2021) и Photo London (2020). Анхела Копелло живет и работает в Буэнос-Айресе. Здесь же она преподает и проводит творческие мастер-классы.

Узнать подробнее об этой и других экспозициях музея «Эрарта» можно на официальном сайте музея.

6+

Реклама. Рекламодатель АО «Эрарта», www.erarta.com, erid:2SDnje2U93D