
«Малый бизнес в цветочной отрасли, как и многие, ощущает на себе дефицит кадров. Сложности с поиском персонала в нашей сфере начались несколько лет назад и продолжаются до сих пор. С этим приходится работать ежедневно, выстраивая новую кадровую стратегию, в центре которой уже не клиент, а сотрудник.
Особенность малого бизнеса в «кадровом» разрезе заключается в том, что каждый сотрудник чрезвычайно важен и ценен для компании. Малое предприятие — это небольшой по численности коллектив, где каждый занимает свое особое место не только с точки зрения рабочего функционала, но и с точки зрения внутренней экосистемы, это можно сравнить с семьей. Уход каждого ощущается сразу и сильно, а найти адекватную замену не так-то просто. Например, на закрытие вакансии флориста в среднем уходит месяц, еще месяц — на обучение и адаптацию. В основном мы конкурируем за кадры с бьюти-индустрией, сферой общественного питания и индустрией гостеприимства. Это связано со спецификой цветочной отрасли и флористики — традиционно это считается женской сферой, поэтому доставка нам не конкурент, работать курьерами девушки массово не идут, а вот салоны красоты или кафе – да.
Именно поэтому в компании стратегия удержания персонала реализуется через формирование и развитие корпоративной культуры, в центре которой — сотрудник. В нашей сфере недостаточно быть стабильным работодателем и предлагать конкурентоспособную зарплату. Флористика — творческая профессия, при этом плотно завязанная на коммуникацию и психологию, у нас люди получают возможность проявить себя, общаться с самыми разными людьми, создавать своими руками красоту и делать мир вокруг чуть лучше. Но даже самый искусный творец потеряет вдохновение от рутины, ему нужно разнообразие и развитие, поэтому мы постоянно обучаем сотрудников — это и курсы по отдельным направлениям флористики, и занятия по цветочному дизайну и моде, и посещение художественных и цветочных выставок, конкурсов работ, и разнообразные мастер-классы.
Забота — неотъемлемая часть человекоцентричной корпоративной культуры. Она включает и заботу о здоровье сотрудников, и о красоте. Например, мы предоставляем возможность делать маникюр за счет компании, ведь первое, что «летит» у флориста — это руки. Недавно организовали беговую команду, где девушки тренируются по субботам и готовятся к своему первому городскому забегу. Забота также включает внимание к психологическому и эмоциональному состоянию сотрудников — в нашей компании есть традиция «кофе с руководителем». Раз в месяц я встречаюсь с каждым индивидуально, в неформальной обстановке за чашкой кофе. Это позволяет держать руку на пульсе и понимать, что происходит у сотрудника, он, в свою очередь, делится тем, что ему интересно, как он хотел бы развиваться в профессиональном плане, чем доволен, а что ему не нравится. По итогам этих встреч желания сотрудников по мере возможностей учитываются в краткосрочных планах развития всей сети. Такие встречи полезны и для компании. Сотрудники предлагают свои идеи по улучшению бизнес-процессов, по развитию, по обучению, дают обратную связь о разнообразных маркетинговых инициативах — что «пошло», а что – нет, в какой части продукт нужно доработать.
Я уверена, что для малого предприятия, особенно работающего в сфере услуг, человекоцентричная корпоративная культура может стать базой для развития всего бизнеса. Для нашей компании потребность сотрудников в творческом развитии, их амбиции и стремления вылились в десятки крупных проектов по оформлению масштабных городских и бизнес-мероприятий. А такая, казалось бы, стандартная инициатива по поздравлению с днями рождений — в целое стратегическое направление.
Изначально у нас было принято дарить букеты цветов своим сотрудникам. Так как мы знаем о цветочных предпочтениях каждого, то и подарки собирали всегда адресные, уникальные. Это всегда становилось источником невероятной радости как для дарителя, так и для сотрудника — ведь букет был тщательно продуман, составлен индивидуально из любимых цветов. В итоге мы поняли, что можем масштабировать такой подход и сделать счастливыми не только своих сотрудников, но и многих людей из самых разных компаний. Так родилась идея «Цветочной подписки». Наши партнеры предоставляют нам список дней рождения сотрудников и разных важных дат, мы же делаем индивидуальные букеты, доставляем их в нужное время и презентуем. Услуга оказалась чрезвычайно востребованной, сейчас среди наших партнеров несколько десятков крупных и очень крупных городских компаний. Довольны все: у цветочной студии растут продажи и равномерно распределяется загрузка, флористы реализуют себя в творчестве, а компании-партнеры укрепляют свой бренд работодателя и повышают лояльность сотрудников, для которых красивый букет является одним из символов заботы и внимания со стороны компании. И подобных инициатив и проектов может больше, если бизнес слышит своих сотрудников и чувствует рынок».
Реклама. Рекламодатель ИП Юхнева Елена Сергеевна, onlyflowers.info, erid:F7NfYUJCUneTSTkVnPin