Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Этнографические вокзалы и деревни: новый облик российского туризма

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов — о том, как с помощью инновационных модульных технологий и дизайна создать национальный имидж российского туризма

В России динамично развивается железнодорожный туризм. За год маршрутная сеть туристических поездов увеличилась в 1,5 раза. В 2023 году этот вид отдыха выбрали почти 1 млн человек, а к 2030 году, по оценке РЖД, путешествовать на поездах будут уже 3 млн туристов. Часть малых железнодорожных станций и платформ находятся на популярных или развивающихся туристических маршрутах, и обновление малых вокзалов и платформ — одна из задач по созданию качественной и комфортной инфраструктуры для туристов. Как с помощью инновационных отечественных технологий создать новый национальный образ внутреннего туризма — рассказал председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.

Новый имидж железнодорожных путешествий

— Чем, на ваш взгляд, привлекателен именно железнодорожный туризм?

— Через всю территорию страны протянуто 85,6 тыс. км железных дорог. Это возможность с комфортом перемещаться в любую точку Российской Федерации, охватить несколько локаций за одну поездку. В России проживают более 190 народностей, здесь говорят на 250 языках и диалектах, исповедуют разные религии. Как и в случае с территорией России, железные дороги объединяют различные регионы и народы в единое целое. Они создают инфраструктуру, способствующую перемещению людей, товаров и идей, что укрепляет единство страны. Таким образом, можно сказать, что как территория России, так и железные дороги играют ключевую роль в единстве, разнообразии, развитии и устойчивости страны. Обе являются неотъемлемой частью культурного, социального и экономического развития России.

— Насколько в России существующая инфраструктура малых вокзалов и платформ отвечает потребностям туристов?

— Путешествие на поезде через территорию России действительно может дать вам представление о разнообразии инфраструктуры и качестве жизни людей в различных регионах страны. Малые вокзалы и платформы, которые вы видите во время поездки, могут отражать историю, культуру, они служат индикатором уровня развития того или иного региона. Ветхие здания и платформы свидетельствуют о том, что инфраструктура нуждается в модернизации и обновлении.

Этновокзал с культурным кодом

— Могут ли модульные технологии технопарка «Айра» помочь в решении задачи обновления инфраструктуры малых станций и платформ, учитывая ваш опыт разработки капсульного вокзала?

— Уверен, что да. Мы продолжаем развивать направление модульных технологий и постоянно расширяем модельный ряд. В этом году в рамках ПМЭФ-2024 (18+) будет представлен новый проект полностью отечественной разработки и производства: сеть модульных вокзалов, оформленных в традиционном этническом стиле регионов нашей страны. Этновокзалы технопарка «Айра» основаны на быстровозводимых модульных технологиях, с использованием всех преимуществ уже зарекомендовавших себя в реализованном проекте автономного модульного вокзала капсульного типа на станции Шарташ в Екатеринбурге, ранее представленного главой РЖД президенту РФ.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Расскажите подробнее, в чем особенность таких этновокзалов?

— Этновокзалы технопарка «Айра» созданы с учетом традиционной и культурной стилистики регионов, их главная цель — подчеркнуть национальную идентичность регионов, особенности места, его историю, культурный код. Новые этностанции повысят туристический интерес к небольшим городам и поселениям, привлекут внимание путешественников, они захотят создавать фотографии на их фоне и распространять в социальных сетях. С технической точки зрения такие вокзалы комфортны, современны, привлекательны внешне, недороги в содержании, а также учитывают технологию теплообмена, обеспечивающую комфортные условия для пассажиров и в жару, и в холод, в зависимости от климата в конкретном регионе. Кроме того, в сборный вокзал может быть добавлен автономный модуль, позволяющий объекту не зависеть от городских сетей, электричества, канализации и водоснабжения, что особенно актуально для удаленных региональных ж/д станций.

— Вы сказали, что это быстровозводимая конструкция. В какие сроки можно установить такой вокзал, и за счет чего эти сроки обеспечиваются?

— Модульный вокзал доставляется на место установки полностью готовым — с внутренней отделкой, мебелью и инженерными сетями. Модули технопарка «Айра», как автомобили, собираются на предприятии, в лабораторно-промышленных условиях, с обязательным контролем качества на каждом этапе. В результате на месте установки готовый вокзал монтируется всего за 4 дня. А учитывая, что конструкция не требует фундамента и формально не является капитальным строением, для ее установки не нужно проходить массу согласований и экспертиз. Кроме того, проект этновокзалов имеет размерную вариативность за счет своей уникальной модульной конструкции. Гибкая структура может адаптироваться к изменениям потребностей и технологий.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Насколько модульная конструкция готова работать в условиях российского климата?

— Наши вокзалы — это не обычная модульная постройка. Мы используем специальную технологию «термоса»: благодаря комбинации применения композитных материалов собственной разработки с экологической деревянной каркасной технологией на основе ЛВЛ-бруса и современным утеплением по периметру модуля, такой вокзал сохраняет комфортную для пассажиров температуру круглый год. Конструкция выдерживает температуры от -70 до +60 градусов, поэтому работать в условиях даже агрессивной среды железнодорожный вокзал может на протяжении 50 лет. Поэтому такие вокзалы можно устанавливать везде — от Крайнего Севера и Дальнего Востока до жарких южных регионов.

Этнографические деревни: знакомство с культурой

— Каким образом использование модульных технологий поможет отразить этническое своеобразие регионов?

— В настоящее время в России популярны и развиваются такие форматы туристической инфраструктуры, как глэпминги, кемпинги и т.д. Несомненно, у такого формата есть свои плюсы – это, к примеру, быстрая организация подобной базы отдыха. Однако глэмпинги и кемпинги не отражают ни исторический, ни культурный код местности, их инфраструктура ограничивается, по сути, местом для сна, и по факту такие базы отдыха не имеют отношения к богатому историческому наследию России. А настоящим традиционным символом страны является российская деревня — наше национальное достояние, носитель нашего архитектурного, исторического, духовного и культурного кода. Поэтому на основе создания сети этновокзалов для разных регионов России, мы предлагаем выстроить туристическую инфраструктуру в виде сети этнографических туристических деревень России, которые будут служить центрами духовного, культурного, религиозного обмена традициями и ценностями между жителями нашей страны. Это полностью отвечает ряду национальных проектов, в том числе нацпроектам «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства». Кроме того, это позволит внести вклад в решение задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным в сфере туризма. А именно, к 2030 году увеличить до 140 млн число ежегодных путешествий по стране, расширить доступное предложение разнообразных туристических услуг и в горизонте текущего десятилетия увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП страны до 5%.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Как будут выглядеть такие туристические деревни?

— Этнографические деревни технопарка «Айра» — это не просто новые российские деревни в современной стилистике. Каждая деревня будет создана на основе подробного краеведческого исследования местности: группа архитекторов и дизайнеров будет изучать, какие народы проживали на этой территории, чем занимались, какие узоры использовали в рисунках. Именно древние рисунки, орнаменты лягут в основу оформления фасадов домов и сопутствующей айдентики. Конструктив домов будет выполняться на основе разработанных технопарком модульных стандартов. Таким образом, мы предлагаем создать новый стиль деревень для современной России — с уважением к историческим традициям и в соответствии с актуальными потребностями времени.

— Это звучит как увлекательное путешествие в прошлое и культуру! Что подобная деревня может предложить туристу?

— Туристы в таких этнодеревнях смогут насладиться аутентичным опытом, погрузиться в атмосферу и обычаи разных этнических групп, попробовать традиционные блюда и ремесла, а также узнать больше о истории и культуре конкретного региона. Все эти элементы сделают поездку по-настоящему запоминающейся и позволят туристам глубже понять и оценить многообразие культур нашей страны. Мы будем учитывать духовные и религиозные корни людей, проживающих на данной территории, поэтому в части туристических деревень будет расположена церковь, мечеть или храм в зависимости от вероисповедания. Каждая деревня будет строиться с учетом самых современных технологий проектирования — по продуманным мастер-планам, с учетом интересов и комфорта туристов. Концептуально у каждой деревни будет также свое назначение — к примеру, рыболовецкая деревня, коневодческая, цветочная, ремесленная, фермерская и др. В местных ресторанах будут подаваться блюда традиционной для региона кухни, а с помощью интерьера и униформы персонала, специально воссозданных дизайнерами с учетом народных узоров и орнаментов, воплощена атмосфера настоящей деревни.

Реклама. ООО «АЙРА», aira.ru, erid: F7NfYUJCUneLs229qMC8