Компания «ОБИТ» весной 2024 года анонсировала ребрендинг и расширила направления деятельности — теперь она не просто телеком-оператор, а оператор ИТ-решений. Что дает бизнесу выход в ИТ-сферу, каким потенциалом обладает направление и почему потребовался ребрендинг — в интервью РБК+ Петербург рассказал генеральный директор «ОБИТ» Андрей Гук.
Зафиксировать изменения
— Каковы рыночные предпосылки для ребрендинга?
— Предпосылки прежде всего были внутренними. Дело в том, что мы уже 3 года идем по пути трансформации в ИТ-компанию: произошло усложнение проектов, возникли новые партнерства и услуги, которые выросли в ИТ-компетенции. В определенный момент мы осознали, что нужно зафиксировать изменения, которые произошли прежде всего для себя. Ведь любая компания — это в первую очередь люди, и они должны понимать, что меняется. Если наши сотрудники это осознают, то смогут донести перемены и до клиентов. Новый бренд в этом должен помочь. Так нам легче будет объяснить нашим новым и действующим клиентам и партнерам, почему и как компания поменялась, показать, что к нам можно приходить не только за услугами связи, но и за ИТ-решениями.
— Какие идеи вкладывались в новый бренд?
— Наш новый слоган — «Делаем сложное простым». В «ОБИТ» любая компания может прийти с максимально сложным вопросом — например, потому что не хватает своих специалистов, квалификации, или речь идет о новой отрасли. Мы постараемся разложить этот вопрос на простые компоненты и решить его. Это основной посыл, который мы несем в своем новом бренде.
Также в новом бренде мы поменяли свой дескриптор. Теперь мы называем себя «Оператор ИТ-решений». Оператор — это наше прошлое, наш фундамент, то, как нас знают клиенты, уверенные в том, что мы для них надежный партнер. ИТ-решения — это наше будущее, то, к чему мы идем. И объединяя это в едином дескрипторе, мы хотим показать людям, что мы теперь являемся крепким симбиозом прошлого и будущего, объединяя в себе оператора связи и ИТ-компанию.
Теперь мы называем себя «Оператор ИТ-решений». Оператор — это наше прошлое, наш фундамент, то, как нас знают клиенты, уверенные в том, что мы для них надежный партнер. ИТ-решения — это наше будущее, то, к чему мы идем.
— Появились ли какие-то визуальные изменения в бренде?
— Фирменные цвета изменились. Раньше у нас их было всего два — оранжевый и черный, этакая классическая строгая палитра. Теперь у нас 8 цветов. В числе новых появился благородный сине-зеленый цвет, который призван транслировать человечность, социальную ответственность, развитие, а также является символом роста. Также есть светло-розовый и коричневый, которые ассоциируются с заботой, спокойствием и порождают чувство безопасности. Сохранили мы и наш родной оранжевый как символ преемственности и человечного сервиса, все-таки мы называем себя компанией «c человеческим лицом». В целом бренд стал более ярким — цвета отражают те посылы, которые мы хотим донести до целевой аудитории, чтобы достучаться до каждого клиента.
Выбор с альтернативой
— Весомая часть операторов идет по пути развития ИТ-составляющей. Это единственный вариант?
— Нет, конечно. Но он достаточно логичный. Те операторы, которые работают с бизнес-сегментом, рано или поздно начинают оказывать компаниям не только телеком-услуги. Драйверы такого выбора — это импортозамещение, развитие собственно рынка отечественных решений и цифровизация различных отраслей. Операторы, многие из которых сами прошли путем цифровизации и импортозамещения, подготовлены к этим вызовам, выработали подходы и методики и могут помогать другим бизнесам справляться с этими задачами. Например, когда мы три года назад рассматривали направления для развития, мне кажется, было пять или шесть вариантов. Один из них — оставаться классическим телекомом и углубляться в родной стихии. Но, проведя интервью с клиентами, поговорив с сотрудниками, потенциальными заказчиками, мы поняли, что ИТ максимально гармонично вписывается в стратегию бизнес-оператора связи.
— ИТ-направление может привести к лучшим финансовым результатам?
— Да, это очень важно, потому что телеком-рынок — если не стагнирует, то растет всего на несколько процентов в год, а ИТ-сегмент увеличивается двузначными цифрами ежегодно и будет продолжать расти. Мы считаем, что ИТ-направление как раз и должно быть новым фактором роста компании и позволит совершить новый рывок.
— Как все большее развитие ИТ-направления меняет внутреннюю организационную структуру компании?
— В первую очередь, у нас появился отдельный ИТ-департамент с руководителем, с профильными специалистами, которых раньше в компании попросту не было. Это фундаментальное изменение. Появились и новые бизнес-процессы. Изначально, когда мы только начинали заниматься ИТ, мы пытались все провести по нашим классическим бизнес-процессам телекома. Но со временем стало понятно, что ИТ — это все-таки другой бизнес и мы должны пересматривать бизнес-процессы и работать с проектами иначе.
— А в чем разница?
— Большинство проектов телекома рекуррентные. Мы должны подключить клиента и дальше регулярно оказывать ему стабильную услугу, соблюдая высокий стандарт качества сервиса. Большинство ИТ-проектов все-таки разовые. Мы приходим, разбираемся с ситуацией, реализуем какой-то большой проект и иногда остаемся на поддержке, а иногда нет. ИТ-проекты конечные по срокам и более персонифицированные. То есть здесь нет жесткого бизнес-процесса, как в телекоме, когда мы четко знаем, что проект должен поступить на реализацию, попасть к менеджеру проекта, который отправит инженера на объект, где сотрудник сделает типовую работу, после чего проект будет завершен. Когда мы говорим про ИТ-проекты, то речь идет о подборе команды под специфичные задачи клиента. Это предполагает большую гибкость.
Телеком больше про систему и бизнес-процессы, а ИТ — это больше про гибкость и подстройку под конкретную задачу.
— Сложно ли было перестраиваться?
— Сложно. Любой человек консервативен, и когда ты 20 лет работаешь по одной схеме и — самое главное — делаешь это результативно, то тебе кажется, что менять ничего не стоит. Так было и в нашем случае: мы добивались результатов, компания росла, мы подключали новых клиентов, реализовывали крутые проекты. И вдруг оказалось, что, если так работать и с новыми ИТ-проектами, получится не так хорошо. Была серьезная внутренняя борьба, ведь идти по проторенной дорожке легче, поэтому люди обычно сопротивляются изменениям. Эту инерционность было сложно преодолеть, но мы справились.
По пути симбиоза
— Какие направления вам наиболее интересно развивать в ИТ-сфере?
— В первую очередь, мы смотрим на проекты, которые связаны с внутренней инфраструктурой заказчика и с теми программными средствами, которые он использует. Мы анализируем инфраструктуру, а после аудита предлагаем решения по улучшению ситуации, советуем, с каким программным обеспечением было бы логичнее работать в данном случае. Это первое направление — ИТ-аутсорсинг.
Второе направление, на котором мы концентрируемся сейчас, это информационная безопасность. Это очень актуальная сфера, где уже набралось много интересных кейсов, когда мы приходим на помощь нашим клиентам. С каждым днем таких проектов становится все больше.
Третье направление — это поддержка различных систем, сервисная составляющая, которая у нас хорошо получается благодаря большому опыту в телекоме. Например, у компании уже есть решение отечественного или зарубежного вендора, но его нужно ежемесячно обслуживать: что-то менять, делать обновления, какие-то кнопочки передвигать. Вроде бы мелкие задачи, но они зачастую подвисают или решаются очень долго вендорами — или не решаются вовсе, потому что пакетное решение работает нормально, а под запрос одного клиента вендор вести доработку не будет. Мы предлагаем сервисную модель, в рамках которой обслуживаем, решая отдельные вопросы, сохраняя рабочее время сотрудников клиента и делая их процессы удобнее и эффективнее.
— Часто ли клиенты переходят из одного направления вашего бизнеса в другое?
— Да. И мы стараемся, чтобы это происходило чаще. Когда мы только запускали ИТ-направление, нам, конечно, было проще прийти к клиентам, которые нам уже доверяют, и предложить новые услуги. И лишь потом выходить на незнакомый нам рынок. А вот переходов из ИТ-направления в телеком пока не так много, но тоже появляются. Это хорошая синергия двух направлений — мы ее будем усиливать, потому что не каждая ИТ-компания или телеком-оператор могут предложить решение под ключ.
Это хорошая синергия двух направлений — мы ее будем усиливать, потому что не каждая ИТ-компания или телеком-оператор могут предложить решение под ключ.
Итоги и планы
— Каковы итоги работы компании в 2023 году? Заметна ли уже доля ИТ-составляющей?
— Мы уверенно себя чувствуем, выручка компании выросла на 16%, достигнув 3,5 млрд руб., что на 4 п.п. превышает показатель прошлого года, когда рост составил 12%. В сегменте связи выручка выросла на 7%, в сегменте видеонаблюдения — на 21%, Wi-Fi-платформы — на 24%. Это хорошие результаты, ведь, к примеру, в 2022 году выручка от сервисов видеонаблюдения увеличилась лишь на 10%.
Весомую долю роста мы получили за счет ИТ-направления, но и телеком-направление не стагнировало. Например, ключевым фактором для позитивного роста объема выручки стал спрос на ИТ-аутсорсинг «ОБИТ» для бизнеса, объем продаж которого вырос на 43%. Возросла востребованность сегмента защиты от DDoS-атак — рост составил 39%, IaaS решения [инфраструктура как услуга] — 38%. В 2022 году этот показатель составлял лишь 13,7%.
— Каковы планы на будущее и место в них ИТ-направления?
— Согласно нашей стратегии, которая рассчитана до 2026 года, рост должен быть даже выше, чем в прошлом году. Я надеюсь, что мы будем выполнять эти показатели. До 2026 года важная задача — увеличить долю ИТ-выручки в общем объеме выручки компании до 30%. Это амбициозная цель, с учетом того, что сейчас львиную долю выручки все-таки занимает телеком, но выполнимая. После этого мы будем стремиться к тому, чтобы выручка от ИТ и телекома уравнялась.
Когда мы говорим о трансформации в оператора ИТ-решений, мы ни в коем случае не забываем про телеком-направление. Это наше базовое направление, и мы продолжаем из года в год расти даже на рынке, который не демонстрирует масштабной динамики. К тому же у нас есть приоритетная зона роста — Москва, на рынке которой нам есть, куда развиваться, захватывать новые рубежи и по ИТ, и по телеком-сервисам. Я предполагаю (и в нашей стратегии это прописано), что московский офис должен расти двузначными темпами, как и ИТ. Это тоже серьезная задача — и тоже выполнимая.
До 2026 года важная задача — увеличить долю ИТ-выручки в общем объеме выручки компании до 30%
— А за счет чего удается конкурировать на московском рынке?
— В первую очередь за счет сервиса. Я всегда говорю, что работает не компания с компанией, а люди с людьми. Когда мы выстраиваем доверительные отношения с нашими партнерами, когда общаемся не исключительно по-деловому, а с личностями, тогда нам действительно могут доверять свои задачи и не видят в нас конкурентов. В ИТ-сфере это особенно важно. Например, когда в компанию приходит подрядчик и предлагает нужные на его взгляд решения, то ИТ-директор чувствует определенную конкуренцию. Мы же стараемся выстроить такие отношения, чтобы ИТ-директор чувствовал в нас поддержку и помощника, ни в коем случае не конкурента. Мы не претендуем на его лавры, не хотим его заменить — мы должны стать руками и спиной, которые поддержат его в сложной ситуации. И тогда он с большей легкостью отдает многие задачи, видя в нас надежного друга. Мы рассчитываем, что такой подход позволит нам и дальше успешно конкурировать на этом рынке.
Реклама. Рекламодатель, obit.ru, erid: F7NfYUJCUneLrXb6xZM9