Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Новый вокзал за 4 дня: как технологии меняют регионы

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов — о том, как новейшие разработки в сфере модульного строительства могут ускорить темпы развития экономики в рамках реализации национальных проектов РФ 

Масштабные проекты развития на всей территории России, от Крайнего Севера и Дальнего Востока, ставят нетривиальные технологические задачи. В том числе — по строительству самых разнообразных объектов для развития инфраструктуры и социального обеспечения в труднодоступных локациях. Технопарк «Айра» предложил свое решение — термо— и износостойкие модули, которые доставляются на место уже полностью укомплектованными и монтируются за четыре дня. Опыт внедрения подобных решений на примере модульных вокзалов стал одной из тем для обсуждения на недавней встрече генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова и президента РФ Владимира Путина. В чем уникальность таких модулей и где еще они могут найти применение — в интервью РБК+ рассказал председатель совета директоров технопарка «Айра», президент Ассоциации умных городов Юрий Берестов.

Технологии на службе национальных проектов

— На недавнем совещании глава РЖД Олег Белозеров показал президенту России Владимиру Путину реализованный проект нового модульного вокзала для пригородных станций. Расскажите, пожалуйста, что представляют из себя эти модульные вокзалы?

— У РЖД сейчас стоит задача обновить малые вокзалы на пригородных станциях — проблема в дорогом содержании этих вокзалов, в комфорте для пассажиров, во внешнем виде. Разработка технопарка «Айра» - модульный вокзал с возможностью быстрой установки - стала оптимальным решением этой задачи.

Первый реализованный проект, который будет тиражироваться и на других территориях, работает с июля 2023-го года на станции Шарташ в Екатеринбурге. Вокзал отличает экономичность, износостойкость, скорость установки и автономность. Это комбинация композитных материалов с экологичной деревянной каркасной технологией на основе ЛВЛ-бруса и инновационным утеплением по периметру модуля, что делает из него — настоящий термос, который можно использовать при температурах от -70 до + 60 градусов в агрессивной среде на протяжении 50 лет.

Модульный вокзал  на станции Шарташ в Екатеринбурге
Модульный вокзал на станции Шарташ в Екатеринбурге (Фото: пресс-служба)

— Мы знаем, как выглядит классический вокзал. А как устроен модульный?

— Вокзал разработан специально для пригородных станций с учетом их специфики, оборудован комфортным залом ожидания на 36 сидячих мест, кабиной для двух кассиров с бронестеклом и затемнением. Размеры вокзала составили 8,8х21,5х3,2 метра. Корпус имеет эргономичный дизайн, напоминающий футуристичный скоростной поезд с панорамным остеклением. Также модульный вокзал для комфорта пассажиров оснащен вакуумным туалетом, вентиляцией и кондиционерами, мобильным кафе и системой «умный» вокзал, благодаря последней им может управлять всего один человек.

Очень важно, что мы добавили автономный модуль, оборудованный системами, позволяющими работать вокзалу и не зависеть от городских сетей: электричества, воды и канализации. Для безопасности установлены пожарная и охранная сигнализации, видеонаблюдение, предусмотрено также оснащение для людей с ограниченными возможностями по здоровью. При этом все процессы полностью автоматизированы. Для установки конструкции не требуется фундамент, а значит, не нужно проходить массу согласований и экспертиз. К тому же, модули размером до 6 метров доставляются на место уже со встроенной мебелью, внутренней отделкой и инженерными сетями. В результате монтаж конструкции занимает всего 4 дня.

— Сколько таких вокзалов будет установлено в ближайшее время?

— В планах РЖД в ближайшее время оборудовать модульными вокзалами еще 15 станций. С учетом преимуществ технологии, ее уже можно тиражировать, о чем и докладывал президенту РФ глава РЖД Олег Белозеров.

От Дальнего Востока до Крайнего Севера

— В каких еще отраслях экономики такие модульные конструкции будут востребованы, на ваш взгляд?

— Подобные решения потенциально интересны профессиональному сообществу, крупным компаниям-монополистам, например, при освоении новых месторождений, для тех, кто участвует в освоении территорий в рамках развития Северного Морского пути, а также профильным министерствам, которые отвечают за реализацию Национальных проектов России.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Разработка технопарка «Айра» может помочь и в решении основной задачи Национальных проектов — это развитие регионов от Дальнего Востока до Крайнего Севера, любых удаленных территорий, новых территорий. Они закрывают потребность в строительстве в короткие сроки многофункциональных модульных городов, создании необходимой инфраструктуры для обеспечения работы и проживания высококлассных узкопрофильных специалистов, военных, медиков и т.д.

Их преимущество в скорости реализации, долгом сроке эксплуатации и износостойкости. Это положительно влияет на экономику любого проекта, его мобильность, и, конечно, это могут быть не только вокзалы.

— Как такие модули доставляются на место?

— Транспортировка модулей осуществляется на еврофурах, железнодорожными, морскими и авиаперевозками. При этом заказчик получает на месте уже полностью готовые к эксплуатации объекты, установка которых, как мы уже отметили, не требует строительства капитального фундамента и может быть произведена в любой местности.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Насколько такой подход уникален — есть ли аналоги в России или за рубежом?

— Модульное домостроение — не ново для Российской Федерации. Вся суть в особенностях технологии. Композитные материалы технопарка «Айра» не имеют аналогов ни на территории нашей страны, ни за ее пределами. Мы разрабатываем модульные конструкции, которые хорошо чувствуют себя в сложных климатических условиях, не боятся агрессивной среды, это настоящий термос, автономный и полностью укомплектованный под потребности заказчика.

Такие модули могут эффективно использовать многие отрасли экономики от промышленности и строительства, до транспорта или туризма, всюду, где требуется быстро запустить проект на малоосвоенной либо труднодоступной территории.

Как устроен технопарк

— Где находится производство модулей?

— Наш продукт является полностью российским. Сборка модулей осуществляется на производстве полного цикла на площадке технопарка в Чеченской Республике, где создано производство с собственным центром подготовки молодых специалистов и инженеров. У нас два производства (в Ленинградской области и Чеченской Республике), на которых можно наращивать мощности в соответствии с емкостью заказа. Сейчас производство готово изготавливать до 900 модулей год.

— В чем преимущества технопарка, какие задачи он позволяет решать?

— Главное преимущество технопарка — это реализация проектов комплексно, под ключ, где все процессы выстроены последовательно от идеи, технологии, архитектурных решений и дизайна до инженерных разработок, производства, монтажа и дальнейшего обслуживания, это взаимодействие на каждом этапе, труд большой команды профессионалов, синергия интеллектуального и физического труда одновременно нескольких групп специалистов, что в результате позволяет нам предлагать своим заказчикам самые передовые и современные решения.

— В своем телеграм-канале Рамзан Кадыров отметил работу технопарка и выразил надежду, что дальнейшее сотрудничество с ОАО «РЖД» позволит качественно модернизировать систему железнодорожных вокзальных комплексов в стране. С чего начиналась ваша работа в регионе?

— Рамзан Кадыров и его команда много лет оказывали поддержку наших проектов. Все началось в 2017 году, тогда мы реализовали инфраструктурный велопроект в центре Грозного с использованием наших композитных материалов. В 2018 году технопарк «Айра» создал в регионе благотворительный проект на базе реабилитационного центра для людей с ограниченными возможностями по зрению. Был построен производственный комплекс для изготовления сверхпрочного композитного материала «Селин», здесь же мы ведем работу по подготовке молодых специалистов и инженеров.

— Вы упомянули технологию «Селин», расскажите о ней подробнее, какие еще материалы создают разработчики технопарка?

— Новыми композитными материалами мы занимаемся более 10 лет. За это время разработали и внедрили в производство несколько инновационных композитных материалов, в том числе «Селин». Главное преимущество технологии в том, что из него можно производить светорассеивающие экраны с управляемой маркерной подсветкой. Испытания показали, что он не впитывает влагу и не подвергается деформации при резких перепадах температур, мы использовали его для реализации проекта умных велодорожек в Грозном и Альметьевске.

Также нами внедрен в производство композитный материал, который в разы увеличивает срок эксплуатации модулей, обеспечивает высокую прочность корпусу конструкций и эргономичный дизайн.

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

— Насколько они востребованы?

— Безусловно, такие характеристики вызывают большой интерес у заказчиков. И мы видим широкие перспективы их применения.

Реклама. ООО «ПАРКЛЕТЫ.РУ», aira.ru