Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Застройщики привыкли продавать медленнее»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Руководитель отдела продаж холдинга AAG Игорь Бадиков — о ключевых трендах и прогнозах на рынке элитной недвижимости Петербурга

­­«По итогам I квартала 2023 года объем свободного предложения на первичном рынке Санкт-Петербурга в сегменте элитной недвижимости, по подсчетам консалтеров, составил 131 тыс. кв м, это всего на 1% больше, чем в конце прошлого года. Прироста объема нет, скорее увеличивается предложение за счет того, что открываются лоты, которые ранее были закрыты, либо выводятся в продажу новые корпуса, но не новые проекты. Новых стартов в этом году мы не видим.

Снижение предложения и общую ситуацию на рынке холдинг AAG в конце июня обсуждал с риелторами и руководителями агентств недвижимости в рамках круглого стола «Новые сценарии поведения покупателя: как изменился потребительский спрос в 2023 году»*. Среди факторов, влияющих на рынок, эксперты называют геополитическую обстановку и отмечают постепенный возврат инвесторов.

В 2022 году падение спроса по бизнес— и элит-сегменту составило порядка 40-50%. К концу года наблюдался постепенный прирост, то есть в сравнении с прошлым, 2021 годом, условно, спрос падал на 30-40%. По итогу первого полугодия 2023 года мы уже видим дополнительный прирост, но понимаем, что показатели прошлого года не вернутся. Сегодня можно говорить о сокращении спроса на 25-30% к июню 2023 года по сравнению с 2021 годом, т.е. прирост к июню 2023 года уже составил 5-10%.

Сейчас мы видим увеличение спроса на большие квартиры и достаточно дорогостоящие: по абсолютной стоимости сделки — 60-70 млн. руб. Средняя площадь лотов в экспозиции именно элитного жилья составляет порядка 120 кв. м. Среди апартаментов наибольшим спросом традиционно пользуются как раз небольшие для этого сегмента лоты по 50-60 кв м. В трендах остаются качественно проработанная жилая среда, большие холлы и лобби, наличие сервисной службы, современные дворы с индивидуальным дизайном и геопластикой. Обязательно наличие просторной кухни-гостиной, мастер-спальни с гардеробными и выходом на лоджию или террасу.

Благодаря высокой конкуренции покупатели все больше делают запрос на уникальность: квартиры с террасами, собственными патио, панорамным остеклением или отдельным входом с улицы (сити-хаусы). Такой интерес мы наблюдаем в наших премиальных проектах, и именно эти запросы отмечали риелторы в рамках круглого стола.

Еще один тренд — у нас активизировались многие клиенты, которые думали о покупке еще в первом-втором квартале 2022 года, но откладывали его из-за ряда небезызвестных событий. И эти клиенты как раз сейчас возвращаются к вопросу покупки, то есть спрос увеличивается, скорее, не за счет увеличения новых обращений, а за счет повторных, которые еще полгода-год назад не переросли в сделку.

Другая тенденция, которую мы наблюдаем на рынке, — сглаживание сезонности. С начала 2022 года какая-либо «сезонность» спроса отошла на второй план, а на первый вышли геополитические события, которые напрямую влияли на спрос со стороны покупателей. Так, традиционное затишье января 2023 года сменилось активным спросом и позволило застройщикам перевыполнить плановые показатели. Февраль-апрель были достаточно ровные по спросу, а май снова приятно удивил активностью покупателя, хотя майские праздники всегда уменьшали показатели спроса. В целом, картина рынка выглядит так, как будто отложенный спрос с 2022 года для многих клиентов все же актуален и постепенно восстанавливается.

Застройщики же еще в 2022 году адаптировались к новым реалиям и привыкли продавать медленнее, а значит, падения цен, которые многие эксперты рынка прогнозировали ранее, не происходит и не произойдет.

Что можно посоветовать покупателям в такой ситуации — выбирать интересные для себя варианты квартир, точечно пробовать согласовать индивидуальные условия и приобретать жилье, не ожидая глобального снижения. Особенно тем клиентам, кто рассматривает покупку с ипотекой, затягивать с покупкой не стоит, так как ипотечные ставки только растут, а программы субсидированных ставок становятся менее интересными из месяца в месяц и постепенно приближаются к стандартным ставкам по программам с господдержкой и семейной ипотеке — 7,7% и 5,7% соответственно.

В целом, у нас оптимистичные прогнозы по спросу — мы ориентируемся на то, что он будет примерно на том же уровне, что и сейчас, то есть по итогу года мы увидим снижение на уровне 25-30% по сравнению с весьма успешным 2021 годом и прирост на 10-20% по сравнению с непредсказуемым 2022».

* Партнеры мероприятия: концепт-пространство Maison25, бренд премиальных товаров для дома 4 elements.

Реклама. Рекламодатель ООО «А Эстейт», aag.company