Мировой рынок насчитывает около 25,9 тыс. коворкингов, их услугами пользуется более 8 млн человек. Странами-лидерами данного формата являются США, Индия и Великобритания, ежегодный рост сегмента составляет 7-15%. На долю России в глобальном рынке коворкингов приходится около 3%, причем только в Петербурге коворкинги занимают 1,7% от всего офисного рынка. Эти данные были представлены ГК «Бестъ» на деловом завтраке BestBreakfast.
«В России насчитывается 890 офисных коворкингов в 133 городах, это около 73 тыс. рабочих мест, — приводит данные партнер «Бестъ. Коммерческая недвижимость» Станислав Ступников. — Общая площадь таких объектов составляет 650 тыс. кв.м и формат продолжает развиваться: открываются новые объекты, повышается качество предоставляемого сервиса».
Динамика развития сервисных офисов обусловлена несколькими факторами: это рост гибридной занятости, увеличение доли самозанятого населения и фрилансеров, а также спрос на гибкое рабочее пространство у корпоративных клиентов, которые стремятся минимизировать риски. По мнению Дмитрия Иванова, профессора факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, в 2022 году произошла смена трендов в подходе к рабочему пространству. Все больше работодателей используют гибридную рабочую среду: 37,9% офисных сотрудников практикует частичное присутствие в офисе, 27% работодателей стали чаще использовать коворкинговые пространства.
Сами компании так объясняют свой выбор: «Ключевые требования, на которые мы обращаем внимание — это многофункциональность и адаптивность пространства. Наша компания разрабатывает решения, которые учитывают специфику офиса и с точки зрения того, что это физический объект, и с точки зрения разработки его цифровой модели. Бесшовность, унификация, удобство делают возможным максимальную концентрацию на работе», — говорит директор по продажам компании ЛИИС Егор Зайцев. Это подтверждается и данными аналитиков ГК «БестЪ»: в Петербурге прирост рабочих мест в коворкингах составил 1,5 тыс. за 1 квартал 2023 года, динамика заполняемости увеличилась на 10% по сравнению с прошлым годом.
Рост количества коворкингов обусловлен, в том числе, и переформатированием «неудобной» недвижимости. «Бизнес максимально устойчив к различным потрясениям, если он грамотно диверсифицирован, — говорит Станислав Ступников. — Последние несколько лет продемонстрировали нам, что наиболее устойчивы те форматы недвижимости, которые можно эффективно переформатировать при смене тренда. В этой ситуации выигрывают многофункциональные объекты». Один из таких примеров — бывший торговый центр «Аура», который компания переформатировала в общественно-деловой центр.
Дмитрий Некрестьянов, партнер и руководитель практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и партнеры» подчеркнул важность юридических аспектов при создании новых форматов в уже действующих объектах: «Последнее время мы наблюдаем тенденцию на перепрофилирование помещений. В частности, это происходит в торговых центрах на простаивающих площадях кинотеатров, то есть это вынужденная мера, призванная стабилизировать доходность объекта. Основной вопрос, который при этом возникает у собственника объекта, будет ли это реконструкцией, поскольку фактически происходит смена функционального назначения. Но с юридической точки зрения все не так страшно: исходя из общей площади объекта все вновь создаваемые форматы — это вспомогательная функция и реконструкцией, как правило, не является».
Как замечает Мария Сумарокова, генеральный директор УК Page, клиенты уделяют особое внимание продуктивности пространства: «Важно, чтобы рабочее место было не просто функциональным, но комфортным и максимально гибким, позволяя арендаторам получать только необходимые сервисы по справедливой цене».
Большинство экспертов подчеркивают важность возможности трансформации пространства исходя из изменений количества сотрудников в компании, адаптивность пространства к разным форматам взаимодействия. Дарья Рейес Ривера, руководитель направления развития бизнеса компании Meltzer говорит, что все чаще заказчики и в традиционных офисных пространствах, и в коворкингах уделяют внимание так называемым зонам коммуникаций и коллабораций. «Чтобы привлечь арендаторов, пространства для работы должны быть уже не просто комфортными, но и вдохновляющими, — говорит эксперт. — Например, мы сталкивались с запросами по оформлению зоны для медитаций, зоны для йоги и даже музыкальной dj-room. Компании отказываются от мобильных тумб в пользу компактных подвесных, разнообразных умных локерных систем (например, с Face ID). Зачастую это позволяет уменьшить арендуемую площадь офиса, тем самым, пространство все чаще используется в гибридном формате незакрепленных рабочих мест или hot desk. Все так же важны функциональность, долговечность, осознанный подход, цена и прибыль».
Юрий Можейко, учредитель компании «Гласскон» говорит, что растет спрос на недорогие легкие алюминиевые конструкции офисных перегородок, которые можно перестраивать в процессе эксплуатации. «Стоимость комплектующих существенно уже не снизится, так как рынок офисных перегородок и так уже перегрет спросом на объекты коворкингов и дальнейшее снижение стоимости возможно только за счет существенного снижения качества материалов и переход на откровенно сомнительное применение незакаленного стекла», — говорит он.
Организаторы BestBreakfast: ГК «Бестъ», сеть коворкингов Page, Бюро AIKIdesign, при поддержке постоянного банк-партнера «ПСКБ Банк», юридического партнера «Качкин и Партнеры», официального телеком-партнера «Авантел». Официальные партнеры: ЛИИС, SimpleOffice и компания «Гласскон». Партнеры: «Фрегат», Meltzer. PR-партнер «Репутация». При поддержке Arendator.ru, Недвижимость и строительство Петербурга и деловой ассоциации НАОК. Официальный деловой партнер РБК Петербург, официальный радио-партнер Business FM в Санкт-Петербурге.
Реклама. ООО «БЕСТ. Коммерческая недвижимость+», bestgroup.ru