Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

«Это другой технологический уровень»: билайн подводит итоги за 20 лет

Фото: «ВымпелКом»
Фото: «ВымпелКом»
Технический директор Западного региона ПАО «ВымпелКом» Евгений Василевич - о 20-летии билайна в Петербурге, почему за VoLTE и VoWiFi будущее и как бизнес может использовать искусственный интеллект уже сейчас

Телеком-рынок достиг высокого уровня зрелости: проникновение сотовой связи и интернета достаточно велико, а самим операторам уже давно стало тесно в одном сегменте бизнеса. О том, чего удалось добиться за два десятилетия и какие точки роста выглядят наиболее перспективно — в интервью РБК+ Петербург рассказал технический директор Западного региона ПАО «ВымпелКом» Евгений Василевич.

Новый технологический уровень

— Петербургскому филиалу билайна в апреле исполнилось 20 лет. Как компания развивалась в регионе?

— Когда мы стартовали на Северо-Западе, у нас было всего 110 базовых станций диапазонов 900 и 1800 МГц. Они покрывали сетью только сам город, и часть пригородов — Петродворец, Стрельну. Тогда интернет-доступ мы предоставляли по технологии GPRS [General Packet Radio Service — пакетная радиосвязь общего пользования — ред.] и обеспечивали скорости, которые для текущего времени не выглядят впечатляющими, но в то время были прорывными, потому что абонент в основном потреблял голос. С тех пор в Петербурге наша сеть выросла в 63 раза, а всего в Западном регионе компании у нас сейчас более 30 тыс. базовых станций.

В 2014 году у нас появилась технология LTE [Long-Term Evolution — стандарт беспроводной высокоскоростной передачи данных для мобильных телефонов и других терминалов, работающих с данными — ред.], и сейчас большинство населенных пунктов Петербурга и области покрыты сетью 4G. В нашем регионе уложено 7,4 тыс. км оптоволоконного кабеля — это больше, чем расстояние по прямой от нашего города до Владивостока. Порой мы используем необычные технические решения. Например, к летнему сезону на Неве появляются базовые станции, расположенные на плавучих пристанях.

— Можно ли говорить о том, что бизнес-облик компании сформировался и останется таким хотя бы на ближайшие несколько лет?

— В целом билайн абсолютно сформировавшаяся компания, провайдер уже не только мобильной, но и фиксированной связи. При этом мы стали одной из крупнейших в России цифровых компаний, которая выполняет не только роль оператора связи, но также предоставляет услуги в области финтеха, решения на базе искусственного интеллекта для медицины, образования и т.д., сервисов видео-, аудио аналитики, решений для умного города, а также социальной повестки и big data [больших данных]. Это другой технологический уровень, снижающий вероятность стать «трубой» для простого перекачивания трафика, чего очень опасались всего лишь несколько лет назад

Если говорить о развитии нашего основного бизнеса — телекоммуникационного, то можно отметить технологии VoLTE [Voice over LTE — технология передачи голоса по сети LTE — ред.], VoWiFi [Voice over Wi-Fi— технология передачи голоса по беспроводной локальной сети — ред.].

Голос в интернете

— Технологии VoLTE и VoWiFi востребованы абонентами?

— Количество активных пользователей VoWiFi в Петербурге и области за прошлый год увеличилось почти втрое — на 178%. Суммарно во всех регионах присутствия билайна к концу 2022 года их насчитывалось около 600 тыс. Доля пользователей VoLTE составляет порядка 50% от абонентской базы. Пока распространение технологий сдерживает лишь то, что многие ее попросту не включают в меню телефона — не знают о ней, забывают, не считают целесообразным. Но я уверен, что рано или поздно все будут ее использовать, ведь и VoLTE, и VoWiFi серьезно улучшают пользовательский опыт.

Пока распространение технологий сдерживает лишь то, что многие ее попросту не включают в меню телефона — не знают о ней, забывают, не считают целесообразным. Но я уверен, что рано или поздно все будут ее использовать.

Когда кто-нибудь жалуется на отсутствие связи во дворе-колодце, я сам рассказываю о том, как получить с помощью новых технологий связь даже там. Благодаря VoWiFi мы можем предоставлять нашим абонентам возможность разговаривать там, где нет нашей сети — в закрытых подвальных помещениях, дворах и т.д. Причем, как только абонент оказывается в зоне действия мобильной сети билайн, базовая станция его подхватывает, так что разговор не будет прерван даже в этом случае.

— Что стимулирует проникновение этих технологий?

— Ускорителем распространения стал интернет, который является уже неотъемлемой частью жизни почти каждого человека. Когда ты активно пользуешься им каждый день, то для тебя не составит труда переключиться на интернет-сервисы передачи голоса, чтобы получать более высокое качество этой услуги. Знаете, когда GPRS начал работать на нашей сети в Петербурге, было всего 4 тыс. пользователей, которые вместе потребляли 750 Гбайт в месяц. Сейчас только на одного клиента в Петербурге приходится в среднем более 20 Гбайт в месяц. Это серьезное изменение в профиле потребления, которому необходимо соответствовать.

Когда в конце нулевых годов мы запустили технологию 3G, скорости составляли 3,6 Мбит/с — сейчас такие параметры клиента чаще всего не устроят. А появление VoLTE, VoWiFi позволяет все активнее использовать интернет-сеть для передачи голоса, чтобы потенциально в будущем мы могли за счет перераспределения радиочастот выключить 2G, 3G и переключить базовые станции на LTE. Поэтому за VoLTE будущее. Уже очень многие современные смартфоны поддерживают эту технологию — это сотни моделей.

Дата-центричность

— Перераспределение радиочастот вы уже ведете. Есть ли результаты?

— Это масштабный процесс. Сейчас операторы избавляются от устаревших технологий и используют спектр для эффективных или наиболее востребованных поколений связи. Диапазон 2G и 3G мы отдаем под LTE. Перестройки или замены базовой станции при этом не требуется — нужны небольшие изменения, хотя часть спектра зачастую остается под старые поколения связи, так как есть клиенты, которые пользуются телефонами, не поддерживающими новые стандарты.

— Каковы текущие результаты перераспределения радиочастот?

— В 2022 году в Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях перераспределение радиочастот дало прирост по средним скоростям 4G от 25 до 30%, а пиковые скорости достигли 250 Мбит/с. Пиковые скорости достигают и 350 Мбит/с, но это исключительный случай. Кроме этого, мы провели предельное перераспределение радиочастот в Киришах, выключив полностью 3G, и получили рост средних скоростей в два раза — это очень неплохой опыт. В дальнейшем с полным переходом на 4G будем экспериментировать и в Петербурге, и в Ленобласти.

В 2022 году в Петербурге, Ленинградской и Новгородской областях перераспределение радиочастот дало прирост по средним скоростям 4G от 25 до 30%, а пиковые скорости достигли 250 Мбит/с.

— А почему не в других регионах?

— Здесь больше абонентов и выше потребности. Но еще в шести филиалах Западного региона, в кольце Москвы и в Калининграде уже ведутся подобные работы. В последнем прямо сейчас идет перераспределение радиочастот курортной части области: там около 100 базовых станций на побережье Балтийского моря переводятся в технологию LTE, чтобы даже при росте числа пользователей в сезон у всех была качественная связь.

Вклад в импортонезависимость

— Какие направления в сегменте инфраструктуры сейчас требуют дополнительного внимания от компании?

— Импортозамещение. Например, мы развиваем сотрудничество с одним из российских производителей сетевого телеком-оборудования, который предложил нам использовать свои маршрутизаторы. Мы их протестировали, чтобы сократить процент потерь на транспортной сети, из-за которых возникали потери на радиосети. Затем заменили в тестовом режиме маршрутизаторы на нескольких базовых станциях, получили хорошие результаты и начали менять устройства, срок жизни которых подходил к концу, на оборудование этого поставщика. Недавно мы закончили тесты по включению их решений в «кольцо». Были некоторые потребности в доработках, но сейчас они завершены и решение нас устраивает. Подобные примеры сотрудничества внушают оптимизм относительно импортозамещения.

— Для Петербурга долгое время был болезненным вопрос с покрытием сотовой связью в метро. Удалось ли за последний год решить проблему?

— Когда-то это действительно было болевой точкой, но уже нет. Сейчас связь доступна на всех ветках благодаря межоператорскому соглашению по обмену инфраструктурой. Процесс обмена закончился в конце прошлого года, и сейчас 4G-сеть билайна работает на всех перегонах метрополитена. По оценке агентства TelecomDaily, доступность сервиса нашей сети составила 99,9%, а средняя скорость достигла около 90 Мбит/с на загрузку — этого достаточно для просмотра потокового видео, игр и т.д.

Процесс обмена закончился в конце прошлого года, и сейчас 4G-сеть билайна работает на всех перегонах метрополитена.

— Какие особенности потребления контента в метро удалось выявить?

— Многие пассажиры метро даже не прерывают интернет-сессию, потребляют контент, не останавливая видео или аудио на всем протяжении пути от дома до офиса или обратно.

ИИ-перспективы

— Вы упомянули ИИ в начале беседы. Часто эксперты говорят о том, что ИИ изменит будущее технологических компаний. Как в билайне смотрят на его перспективы?

— Пока ИИ не готов заменить людей – это, скорее, привлечение внимания, но он вполне может использоваться как эффективный инструмент для оптимизации отдельных процессов. Например, мы используем ИИ для анализа проблем на сети: у нас есть «виртуальный эксперт по качеству», который анализирует работу сотен тысяч элементов сети, прогнозирует появление проблем, позволяя решать их до поступления обращений клиентов. Также алгоритмы предсказывают потенциальное количество обращений от клиентов на основе истории сопоставления жалоб и ошибок за прошлые годы. Это перспективное направление.

Также у нас есть система, которая проверяет вызовы — это нужно для борьбы с телефонными мошенничествами и т.д. Система оценивает вызов, и, если видит, что абонентам звонят люди с подменных номеров, блокирует его.

Пока ИИ не готов заменить людей – это, скорее, привлечение внимания, но он вполне может использоваться как эффективный инструмент для оптимизации отдельных процессов.

— Но ведь ИИ можно считать перспективным продуктом для монетизации на внешнем рынке, а не только для решения собственных нужд?

— Безусловно. У нас, например, есть продукт для управляющих компаний на основе ИИ для мониторинга мусора. Был проведен тест в нескольких регионах. Наше решение отслеживает вывоз твердых бытовых отходов, анализируя поток с видеокамеры, размещенной на площадке с мусорным контейнером. ИИ определяет наличие мусора на территории вне контейнера, степень заполнения контейнера, отправляет сообщение о состоянии конкретного места. Управляющая компании на основе полученных данных может делать выводы о том, насколько эффективно работает подрядчик.

Кроме того, для поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» мы разработали решение, помогающее искать пропавших людей. ИИ распознает на снимках, сделанных беспилотниками, наличие человека или его вещей. Благодаря этому время анализа территории сокращается в 30 раз. Это сильно упрощает работу, ведь при вылете дрон делает тысячи фотографий.

ИИ позволяет экономить ресурсы и время, повышать качество сервисов, поэтому – да, за подобными решениями будущее.

Реклама. beeline.ru, LatgC6VcY