Уходящий год запомнится банкирам высокой волатильностью на финансовых рынках, беспрецедентным скачком ключевой ставки и нехарактерным для клиентов стремлением девалютизировать портфели. В интервью РБК+ Петербург заместитель директора Петербургского регионального филиала Россельхозбанка Иван Власенко рассказал, как в условиях внешней неопределенности банк сохраняет стабильность розничного сегмента и продолжает поддерживать население и бизнес в профильных областях.
Деньги не ушли «под подушки»
— Как прошел 2022 год для банковской розницы в Петербурге? Приходилось ли вам корректировать свои планы?
— Никакие коммерческие и финансовые планы, которые были у банка в Петербурге на этот год, не корректировались. Мы успешно справились и выполнили планы как по финансовым показателям — доходы и прибыль, так и по большинству коммерческих, таких как увеличение пассивов.
— Какие тренды в отношении пассивов вы наблюдали в этом году?
— Самое нестандартное за последние годы для современной банковской системы — это стремление людей девалютизировать портфели.
Второе — это ставки привлечения средств, которые резко выросли с 5-7% в начале года до 21-22% годовых на полгода. Это было нужно, чтобы сдержать стремление населения убрать деньги «под подушку», и своей цели эта мера достигла. Потом ключевая ставка понизилась, а за ней и ставки по депозитам.
Касаемо нашего филиала, за 11 месяцев текущего года прирост по вкладам составил 5%.
— А что произошло со средствами, размещенными под 21%, когда истек полугодовой срок?
— Вариантов было два с половиной. Первый — люди просто помещали деньги под новые текущие ставки. Второй вариант — и это тоже существенная часть клиентов — люди, привыкшие к высоким ставкам, пошли в инвестиционные инструменты, которых на сегодняшний день очень много. Если говорить о нас, это, в том числе, ПИФы, индивидуальные инвестиционные счета с доверительным управлением, брокерские счета для торговли на биржевых площадках, накопительное страхование жизни, облигации, которые выпускает банк. Но мы совершенно честно говорим о том, что эти все продукты имеют определенную степень риска. И всегда рекомендуем комплексно подходить к размещению средств: какую-то часть во вклад, какую-то в накопительный счет, чтобы можно было снять в любой момент, какую-то в более рисковый инструмент с более высоким уровнем дохода. И еще какой-то процент клиентов снял деньги в наличных и либо положил деньги под подушку, либо, например, приобрел недвижимость.
— Что происходит сегодня с розничным кредитованием? Какую риск-политику проводит банк в сложившихся условиях?
— Мы культивируем аккуратную политику, тщательно подходим к сделкам. В этом году большим подспорьем для рынка недвижимости стало наличие господдержки. Мы, в числе многих других участников отрасли, очень рады, что есть решение о ее продлении до середины 2024 года. Кроме того, мы активно работаем с застройщиками Северо-Запада, заключаем соглашения о программах субсидирования, что позволяет обеспечить для наших клиентов особые условия ипотеки, в том числе сниженные ставки.
Внутри экосистемы
— Как развивается ваша экосистема по поддержке АПК?
— Успешно. Мы действительно реализуем целую экосистему Свое, направленную на поддержку агропромышленного комплекса и жителей сельских территорий. Она состоит из нескольких площадок.
Одна из них — маркетплейс Свое Родное. Это площадка для аграриев, на которой они могут реализовать то, что произвели или вырастили. При этом необходимость создавать свой онлайн-магазин, поддерживать его, продвигать полностью перестает быть заботой фермера, ее на свои плечи берем мы. Для пользователей же это возможность разнообразить свой рацион свежими продуктами от отечественных поставщиков.
Кроме того, у нас есть площадка Свое Жилье. На ней можно выбрать квартиру и подобрать подходящую ипотечную программу. Здесь два ключевых агента: покупатель — физическое лицо и продавец, а банк подключается как оператор выдачи ипотеки там, где это требуется. На этой платформе мы добились бесшовной подачи заявки: достаточно загрузить документы и подождать, пока придет решение.
Для тех, кто собирается переехать или уже живет за городом, мы разработали платформу Свое Село. Здесь можно найти проверенных подрядчиков на любые виды работ: от покупки участка или заказа проекта дома до ремонтных работ, установки забора или проведения канализации.
— Насколько я помню, у вас был и маркетплейс формата B2B?
— Да, Свое Фермерство. Площадка, в которую входит и маркетплейс, объединяет цифровые решения и сервисы, которые позволят небольшим фермерским хозяйствам без дополнительных затрат автоматизировать решения каждодневных задач и сосредоточиться на росте бизнеса. Здесь можно приобрести сельскохозяйственную технику, корма, удобрения, селекционные семена, средства защиты растений и т. д. Одновременно на площадке присутствует блок информационных сервисов — это агротехнологические решения, которые помогают фермеру сокращать издержки и повышать производительность. Помимо этого, на платформе представлена база знаний по отдельным категориям и много другой полезной информации.
— Эту часть экосистемы вы развиваете не первый год. Что нового появилось?
— Во-первых, мы объединили на отдельной платформе нашу обширную историю по поддержке образования в сельскохозяйственной отрасли. В Петербурге, например, мы работаем с аграрным и ветеринарным университетами, организуем «Школу фермера» — полноценные курсы повышения квалификации в аграрной сфере. Так что логичным продолжением этой работы стало создание площадки «Я в агро». Это сервис по поиску работы и образования в АПК. Здесь работодатели, сельхозпроизводители — и крупные компании, и фермы — могут размещать вакансии, а вузы — свои программы дополнительного образования и переподготовки кадров.
Еще одна платформа экисистемы Свое направлена на поддержку внутреннего туризма, который сегодня набирает огромную популярность — Свое За городом. На ней можно найти самые разные туры — это и сельхозтуры с посещением ферм или, например, винодельческих предприятий. И классический туризм — туры на Алтай, Камчатку. Как небольшие поездки, так и длительные путешествия. Там же можно приобрести, например, подарочный сертификат.
В целом, экосистема — это крайне важная для нас работа, это целая веха в развитии банка.
— Какова динамика развития вашей экосистемы?
— Например, на Свое Село у нас сейчас только по нашему филиалу более 340 подрядчиков. В Свое Жилье также около 400 контрагентов, которые предлагают недвижимость. За текущий год на платформе Свое Родное у нас зарегистрировано порядка 300 фермеров.
Планы на будущее
— Каковы ваши планы по развитию экосистемы на будущий год?
— В первую очередь намерены увеличивать количество партнеров и пользователей в существующих маркетплейсов. Мы стремимся делать их еще более удобными в использовании, наполнять удобными опциями, при этом обеспечивая максимальную безопасность.
— Каковы планы и перспективы банка на будущий год?
— Мы будем продолжать поддерживать агропромышленный комплекс, а также другие направления предпринимательской деятельности, и население в крупных и малых городах. И наши программы как в части кредитования, так и в части размещения средств соответствуют этой цели.
Реклама. Рекламодатель: АО «Россельхозбанк», rshb.ru, 4CQwVszH9pSWMoejtXW