Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Телеком в эпоху мультисетей

Фото: билайн
Фото: билайн
Директор петербургского филиала билайн Евгений Брянцев — о трансформации сотовой связи и мире без 3G-сетей.

Мобильная связь прочно вошла в потребительскую корзину россиян. Затраты на нее не уменьшаются. Так, по итогам третьего квартала 2022 года показатель ARPU (средняя выручка на одного абонента в месяц) в федеральной сети билайн составил 399 руб., что на 1,7% больше, чем годом ранее. О том, как за три десятилетия существования компании изменился рынок сотовой связи, а также о ее планах развития РБК+ Петербург рассказал директор петербургского филиала билайн Евгений Брянцев.

От моносетей к набору технологий

— За 30 лет в отрасли связи произошло множество изменений. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее заметны?

— Когда сотовая связь только начинала развиваться, у операторов были моносети, а сейчас сеть любого оператора очень неоднородна: в ней сочетаются разные технологии, разные диапазоны. Сложность в том, что все составляющие необходимо интегрировать друг с другом, а еще — «подружить» с устройствами пользователей, которые в последнее время стали настолько «умными», что порой диктуют свои требования сетям.

Мы от одной сети GSM-900 доросли до сложных систем, на управление которыми требуется достаточно много ресурсов, и способностей человеческого мозга на это в ряде случаев не хватает — нужны системы интеллектуального управления. Например, мы разработали и запустили систему «Виртуальный эксперт по качеству», которая круглосуточно анализирует более 30 параметров сети и предсказывает возникновение проблем еще до поступления обращений от клиентов.

К тому же сейчас не только оператор управляет сетью: отчасти на это влияет абонент, вводя свои настройки на устройстве. Есть и третья сторона: на сеть влияют вендоры, которые производят абонентские устройства. Если кто-то из них не прислал прошивку вовремя, устройство может не работать, греться, не подключаться и т.д. Все это надо учитывать при развитии инфраструктуры.

— В итоге управлять сетью будет искусственный интеллект и люди перестанут иметь значение?

— В будущем, я уверен, именно люди продолжат по-настоящему управлять сложными системами и создавать нестандартные решения. Опыт показывает: если у оператора недостаточно сильная команда, то каждая нестандартная ситуация будет требовать обращения к вендору, как наиболее осведомленному о возможностях внедренных решений. Так что утечку мозгов надо предотвращать — хорошо, что и бизнес, и государство этим сейчас усиленно занимаются.

— Вернемся к важным изменениям. Какие еще вы бы отметили?

— За прошедшие годы клиент стал совсем по-другому воспринимать услуги: запросы очень выросли. Если раньше, двигаясь по трассе между городами, абонент был доволен даже тем, что можно позвонить, то сейчас нужен доступ в интернет — причем на высокой скорости, чтобы смотреть онлайн-видео или слушать музыку. То есть изменилась сама концепция восприятия услуг связи. Повседневное всеобъемлющее качество, высокие скорости и максимальное покрытие — это обязательные факторы. Раньше забота о клиенте опиралась на предоставление связи, а сейчас учитывается множество факторов оценки удовлетворенности клиента.

Пользовательский опыт

— Насколько изменился профиль потребления?

— Во-первых, голосовой трафик перетекает в интернет. Это не значит, что клиент не хочет разговаривать — для него просто стирается грань между классическим и интернет-соединением. Появились технологи VoLTE, Wi-Fi Calling, и клиент, единожды попробовав качество связи в 4G, скорее не захочет возвращаться в 2-3G. Поэтому идет органическое снижение голосового трафика — на 15%, а дата-трафик растет на 25%. Весной мы видели определенное плато роста из-за ограничений на ряд ресурсов, но потом дата-трафик отыграл это замедление. Еще недавно 1 Гб в месяц потребляли только отдельные особо активные пользователи, а сейчас мы перешли порог в 20 Гб на абонента. Для примера: в октябре 2021 года на одного клиента в Петербурге пришлось в среднем 16 Гб трафика, в октябре 2022 — уже 21 Гб. Сейчас самый продаваемый тариф включает 40 Гб.

Идет органическое снижение голосового трафика — на 15%, а дата-трафик растет на 25%.

При этом более 50% потребления трафика приходится на тяжелый контент. Что касается отдельных сервисов, то мы видим гигантский рост трафика на Telegram, в него перетекает трафик из других мессенджеров. VK по доле трафика приближается к YouTube, Одноклассники также начали расти. Любопытно, что TikTok занял заметную долю и не сдает позиции. А ведь еще 10 лет назад мы не думали, что мобильная сеть сможет прокачивать такие объемы трафика. Правда, когда ты вспоминаешь о размере инвестиций, удивление пропадает.

— Много строили в этом году?

— Да. Мы много внимания уделили рефармингу: полосу 3G мы отдавали под сети 4G — и это, кстати, не только в Петербурге и Ленобласти, но и в ряде других регионов. Мы сделали огромную работу, оставив небольшую полосу в 5 МГц под 3G. Там, где было уверенное покрытие 3G, мы добавили 4G и увеличили емкость. А там, где не было ни того, ни другого, мы на этих частотах поднимали 4G, а 3G делали только для голосовой связи. Там, где не хватало емкости и, соответственно, возможности получать качественный сервис, мы добавили частоты, получили агрегацию в двух или трех диапазонах. Это позволило увеличить средние скорости интернета 4G в области на 25%, а в Петербурге — на 30%. Если говорить о пиковых скоростях, то в Петербурге мы зафиксировали на тестах более 250 Мбит/с, в Ленобласти — более 200 Мбит/с.

— Процесс завершен?

— Скажу прямо: ситуация с оборудованием на рынке непростая, но запас прочности у нас достаточно большой. При этом именно рефарминг как инновация сейчас наиболее перспективен. Так что мы рассчитываем добиться предельного рефарминга в следующем году. Например, в одном из районов Ленобласти — Киришах — мы полностью перешли от 3G к 4G. Эксперимент оказался успешным. По итогам тестов мы увидели, что средняя скорость 4G в городе выросла в 2 раза, а максимальные скорости превысили 200 Мбит/с. Конечно, некоторые сложности были: кому-то пришлось подключать опции, кому-то заменить устаревшее устройство. Это же еще и новый пользовательский опыт для многих абонентов: мы получили колоссальный рост скорости и трафика. И эти работы не столь глобальны по затратам, но очень эффективны по результату, поэтому будут продолжаться.

— Разве можно уже отказаться от 3G?

— Мы решительные, да. Когда мы задумывали проект, пришлось долго готовиться, задействовав не только технический блок, но и маркетинг, клиентский сервис. К этому вопросу требуется системный подход. Но сейчас у нас 93% трафика идет через 4G, 97% сайтов (мест, где расположено оборудование связи) работают в 4G. Поэтому с точки зрения эффективности правильнее активно развивать именно этот стандарт. К тому же у нас есть диапазон 800 МГц, который мы до сих пор еще не задействовали. Он тоже может быть применен в области — но это в большей степени необходимо для покрытия, а не емкости: он «дальнобойный», так что может закрывать участки, где это необходимо. Сейчас много оптимизационных технологий в сети, которые открывают перед нами хорошие перспективы.

Сейчас у нас 93% трафика идет через 4G, 97% сайтов (мест, где расположено оборудование связи) работают в 4G. Поэтому с точки зрения эффективности правильнее активно развивать именно этот стандарт.

Кадры и оборудование

— Вы упомянули о непростой ситуации с поставками оборудования. Насколько сейчас ситуация критична?

— Запас сетевого оборудования у нас значителен. В частности, у нас имелись запасы на 2022 год, а на следующий большая часть программы развития сети обеспечена оборудованием уже сейчас. Нам повезло, что мы в филиале сделали не так давно SWAP сети, переход с одного поставщика оборудования на другого: недавно заменили одну из последних базовых станций. И даже тот факт, что мы лишь недавно завершили процесс, оказался нам на руку: сеть у нас очень современная. А что будет дальше, насколько поставки будут регулярными — будем смотреть в следующем году.

Также хотел бы обратить внимание на вопрос с терминальными устройствами. Те поставщики, которые имели доминирующую долю рынка, ее потеряли. Если в сентябре 2021 года в рознице по продажам в штуках с большим отрывом лидировал Samsung, то в сентябре 2022 он не попал в первую тройку, оказавшись на 4-м месте, также заметно снизилась доля Apple, а в топ 3 оказались — Xiaomi, Nokia, Philips. Интересно также, что если год назад на категорию B-брендов приходилось несколько процентов, то сейчас она сопоставима с Xiaomi. В эту категорию входят телефоны таких марок, как Realme, Tecno, Infinix. Оказалось, что сильных отличий у новых вендоров и нет, в технологиях пользователи не проиграли, но средний чек покупки телефона стал меньше. Конечно, ушедшие вендоры будут стараться вернуть свои позиции, но проголосует ли за них покупатель рублем, есть сомнения.

— Для развития нужна команда, как работаете с кадрами?

— Происходящие в мире события подталкивают нас идти от аутсорсинга к инсорсингу: много ИТ-специалистов компаний, которые покинули рынок, мы пригласили работать к нам. Наш технический блок существенно разросся. Так что мы собрали у себя высококвалифицированных сотрудников, которые понимают, как работать с каждым направлением, так мы делаем ситуацию управляемой.

Мы понимаем и то, что вузы выпускают специалистов, которым требуется погружение в бизнес-реалии для получения опыта, поэтому сотрудничаем с СПбГУТ им. Бонч-Бруевича: студенты проходят у нас практику, наши специалисты читают лекции. В этом году студенты-технари, к примеру, монтировали базовые станции на Английской набережной. Потом мы участвовали в приеме экзаменов, несколько выпускников пришли к нам на работу. Также мы смотрим в сторону студентов маркетинговых факультетов — здесь оператору тоже требуются инновационные подходы и, соответственно, молодые специалисты.

Сотрудничество и партнерство

— А как обстоят дела с покрытием метро?

— Мы прикладываем все усилия, чтобы обеспечить 100% покрытие метро в конце первого квартала следующего года. Напомню, что на данный момент наша сеть 4G в тоннелях действует на трех линиях, а также на «зеленой» линии от станции «Рыбацкое» до «Приморской». Кстати, мы применили в метро распределенную активную систему ADAS с излучающим кабелем в тоннелях, в результате чего получили очень хорошие скорости — в том числе по независимым измерениям. У нас уже более 700 тыс. клиентов пользуются услугами в метро, включая абонентов-роумеров. Это хорошо для имиджа города. Поначалу около 25% абонентов в метро имели нулевой трафик, сейчас их количество снизилось почти в два раза. Среднее потребление при этом составляет 1 Гб в месяц.

Поначалу около 25% абонентов в метро имели нулевой трафик, сейчас их количество снизилось почти в два раза. Среднее потребление при этом составляет 1 Гб в месяц.

— Как развивается операторская розница после пандемии?

— Темпы развития интернет-магазина высоки. Объемы его продаж уже достигли десятков процентов в общих продажах. Офлайн-розница на сотовом рынке избыточна — это издержки гонки за абонентской базой предыдущих лет. Сейчас в силу экономических ограничений, роста стоимости кредитных денег, себестоимости SIM-карт и перенасыщения рынка розница перестает быть эффективной в том виде, в котором была в последнее время. Сейчас розница нужна для сервиса, а не для классических продаж — поэтому она и трансформируется. Мы будем смотреть на эффективность и, возможно, где-то откажемся от дублирующих салонов — есть станции метро, у которых расположены по 2–3 торговых точки.

Меняется, разумеется, и процесс работы продавцов. Мы создали приложение-конфигуратор для них — в зависимости от потребностей клиента сотрудник задает вопросы, а ИИ на основе big data выдает рекомендации. Это очень удобно и для сотрудников, и для оператора, и для клиентов.

— Какие еще планы у компании?

— Мы как социально ответственная компания играем большую роль в ESG-проектах. Помогаем проекту «ЛизаАлерт» — они используют наши решения на базе ИИ. В этом году в Петербурге и Ленобласти волонтеры отряда нашли живыми 2104 человека. Мы обучаем людей с ограниченными возможностями цифровым инструментам, некоторых из них трудоустраиваем. Недавно вышел новый рейтинг лучших российских работодателей, и мы попали в топ, получив две платиновых и одну золотую награду в номинациях ESG. Мы стараемся проявить себя как партнера общества — мне кажется, за этим будущее.


Реклама. Рекламодатель:ПАО «ВымпелКом», beeline.ruLatgBoRvx