Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Ретейл, торговля и склады — перспективы в неопределенных условиях

Участники BestBreakfast
Участники BestBreakfast (Фото: ГК «БестЪ»)
26 октября состоялся деловой завтрак BestBreakfast для первых лиц и руководителей компаний, посвященный ретейлу, торговой и складской недвижимости.

Участники мероприятия отметили, что изменения затронули все отрасли: напряженность, нарушения логистических цепочек, сокращение спроса — все это отрицательно сказалось на экономике Петербурга.

По словам Аллы Сидоренко, партнера, руководителя направления складской и индустриальной недвижимости «БестЪ. Коммерческая недвижимость», в складском сегменте отмечается спад. Рост вакансии в складских помещениях Петербурга в 3 квартале 2022 г составил 2,2% (около 110 тыс. кв. м), средняя арендная ставка — 720 руб./кв.м./мес. «Мы прогнозируем снижение девелоперской активности в складском сегменте на 50-70%. Сейчас происходит изменение логистических потоков и формирование новых транспортных коридоров, вакансия в уже сданных проектах может достигнуть 5-6%», — заключает эксперт.

По данным Станислава Ступникова, партнера «БестЪ. Коммерческая недвижимость» оборот розничной торговли за период январь—август 2022 года составил 1,3 трлн руб., что на 18% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Основные потери розничного товарооборота — это непродовольственные товары, тогда как оборот продуктового ретейла растет. Уход и заморозка деятельности иностранных брендов привели к росту вакансии во всех типах торговых помещений.

Станислав Ступников, «БестЪ. Коммерческая недвижимость»
Станислав Ступников, «БестЪ. Коммерческая недвижимость» (Фото: ГК «БестЪ»)

Доля онлайн-торговли за указанный период составила 14%, что демонстрирует рост доли онлайн-покупок в повседневной жизни россиян. Так, по данным Дмитрия Иванова, доктора социологических наук, профессора кафедры теории и истории социологии СПБГУ, доля онлайн-покупок в 2021 году была 12%. И поскольку на конвенциональный ретейл приходится более 80% всех продаж, торговые центры и помещения в стрит-ретейле по-прежнему актуальны. «Но именно крупные торговые комплексы больше всего пострадали от ухода иностранных брендов: доля вакантных площадей в таких объектах достигает 25-40%, — приводит статистику Станислав Ступников, — Микрорайонные форматы более устойчивы к кризисам, вакансия в них 12%, а то и 0%. В стрит-ретейле уровень вакантных площадей составляет около 7%».

Участники разошлись во мнениях, что делать с закрытыми магазинами и пустующими помещениями. Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал»: «Принятые изменения в законодательство позволяют теперь требовать компенсировать существенное снижение арендой платы от компаний из недружественных стран, поскольку арендодатель вправе теперь потребовать от арендатора оплачивать аренду, привязанную к его выручке, в прежнем объеме, который был до существенного снижения выручки и, соответственно, арендной платы в связи с прекращением деятельности арендатора, а также появилась возможность для расторжения договоров в случае отказа от такой компенсации, то есть без каких то нарушений контрактов со стороны арендаторов. Но каждый случай надо рассматривать индивидуально».

Участники BestBreakfast
Участники BestBreakfast (Фото: ГК «БестЪ»)

Один из вариантов перепрофилирования — создание коворкинга на освобождающихся площадях. Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE: «Коворкинги — это про неудобную недвижимость, которая сложно сдается, а в результате переформатирования под коворкинг получает доход выше. Из актуальных примеров в контексте торговой недвижимости — это помещения кинотеатров и помещения в зонах с низким трафиком посетителей, которые можно трансформировать под коворкинги. Поэтому в нашей сфере деятельности достаточно много пространства для развития и мы активно используем новые тренды и запросы».

Присутствующие на BestBreakfast эксперты поделились своим видением перспектив для конкретных отраслей.

Иннокентий Лукьянов, генеральный директор консалтинговой компании АСТ: «На сегодняшний день основные риски, как и всегда — склады и грузоперевозки. Ставки по страховым рискам будут расти практически во всех сегментах, и это следует учитывать при бюджетировании расходов на следующий год. Появились дополнительные риски из-за увеличения дальности маршрутов, большего количества контрагентов в цепочке поставок».

Виталий Свидовский, совладелец и генеральный директор ГК «Теремок» в Санкт-Петербурге: «Наша отрасль сильнее всего пострадала от пандемии, но общественное питание — это та отрасль, которая сейчас может стать локомотивом и драйвером экономики. Конечно, часть концепций поменяется, но есть люди не перестанут. Главное, делать востребованный продукт и не останавливаться в развитии».

BestBreakfast
BestBreakfast (Фото: ГК «БестЪ»)

Алексей Карасев, генеральный директор «Санлайн-Монтаж»: «Несмотря на уход некоторых иностранных брендов, на нашей деятельности по проектированию и строительству это сказалось не существенно. В первую очередь пострадал сегмент электрики и водоснабжения, поскольку некоторых производителей сложно заменить. В данном случае мы успешно научились его замещать параллельным импортом. По остальным разделам: вентиляция и кондиционирование, — рынок более 5 лет назад переориентировался на китайских производителей. Мебель и отделочные материалы тоже заменяемы. В целом стало больше работы».

Игорь Латыев, генеральный директор компании «Фрегат»: «В строительной отрасли сейчас два тренда: находящиеся на уровне дизайн-проекта замерли в ожидании, а вышедшие на стройку — наоборот, стремятся максимально быстро реализовать проект, но в рамках согласованного ранее бюджета. Надо работать, и у нас достаточно оптимистичный взгляд в будущее и опыт замещения тенологий и материалов для строительства качественных объектов — шоурумов — магазинов и представительских офисов для компаний из различных сфер, в том числе торговли и ретейла».

Организаторами мероприятия выступили: ГК «БестЪ», «Дювернуа Лигал», банк-партнер «ПСКБ Банк», сеть коворкингов PAGE, партнеры: «Фрегат», «Авантел», «Санлайн-Строй», партнер по риск-консалтингу и страхованию «АСТ» и при поддержке УК «МТЛ», Бюро AIKIdesign, retail-box Avenue-Box и PR-партнера «Репутация». Официальный радио-партнер BusinessFM в Санкт-Петербурге. Генеральный интернет-партнер Arendator.ru, при поддержке Недвижимость и строительство Петербурга, деловой партнер РБК Петербург.


Реклама. Рекламодатель: ООО «БестЪ. Коммерческая недвижимость+», bestgroup.ru