Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Гибкость в условиях турбулентности: какие задачи решают коворкинги

Фото: Организаторы CoworkingFest
Фото: Организаторы CoworkingFest
23-24 июня состоялся двухдневный CoworkingFest — фестиваль коворкингов и современных офисных пространств. В нем приняли участие 30 коворкингов и более 100 специалистов.

Первый день фестиваля открывала серия деловых мероприятий, а во второй прошел всероссийский день открытых дверей, в котором приняли участие более 30 коворкингов и сервисных офисов от Ростова-на-Дону до Красноярска.

Деловая программа CoworkingFest прошла в Петербурге и включала четыре мероприятия: стратегическую сессию BestBreakfast «Развитие и трансформация рынка современных офисных пространств», практическую сессию «Создание актуального продукта: красиво vs экономически эффективно — возможно ли найти баланс и как?», клиентскую сессию «Коворкинг как часть корпоративной культуры компаний: какие административные и HR-задачи помогает решать оператор рабочего пространства?», а также специальную сессию Officenext «Офисы сегодня и завтра — гибридные, гибкие, виртуальные, сервисные».

Растущий сегмент

Рынок коворкингов активно развивается с 2019 года. Этому способствовало несколько факторов: рост удаленной занятости, увеличение доли самозанятых, фрилансеров и малого бизнеса, развитие экономики совместного потребления, а также рост спроса на гибкое и масштабируемое рабочее пространство с низким уровнем риска среди корпоративных клиентов. По данным ГК «БестЪ» сейчас на российском рынке представлено 650 коворкингов и гибких офисов общей площадью почти 550 тыс. кв. м, более 60% объектов приходится на Москву. По данным IPG.Estate на текущий момент в Санкт-Петербурге работает порядка 80 гибких офисных пространств общей площадью 75 тыс. кв. м. Средневзвешенный показатель заполняемости по рынку находится на уровне 80%. Экономическая ситуация способствует популярности коворкингов и сервисных офисов, которые позволяют оперативно оптимизировать рабочее пространство под тактические задачи компании.

Мария Сумарокова, генеральный директор УК PAGE (сеть коворкингов PAGE): «Коворкинги и сервисные офисы изначально проектируются максимально гибко и готовы к трансформации под «адекватные» запросы клиента, которые отвечают концепции well-being и финансовой модели, привлекательной для инвестора пространства. В текущей экономической ситуации спрос от клиентов-арендаторов на максимальную гибкость растет — как в площадях (с возможностью оперативно сократить или увеличить количество сотрудников), так и в арендных условиях и сроках аренды. Мы также отмечаем, что спрос активнее всего растет именно на сетевые качественные проекты, поскольку позволяет компаниям размещать своих сотрудников в разных локациях, ближе к дому. Единые стандарты и оптимизация временных затрат на документооборот являются для них важным фактором при заключении контракта. Приоритетным направлением развития для сети PAGE мы по-прежнему считаем города-миллионники и франшизную модель».

Фото: Организаторы CoworkingFest
Фото: Организаторы CoworkingFest

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate: «Мы отмечаем увеличение спроса на небольшие площади в коворкингах, которые арендуются, в том числе, уходящими с российского рынка компаниями для сохранения небольших команд. По нашему коворкингу Case мы видим, что основной спрос сосредоточен в корпоративном сегменте. Компаниям-арендаторам важны качественно оборудованные рабочие места, предоставляемый сервис, а также комьюнити, складывающееся в коворкинге. Вместе с тем, мы фиксируем освобождение большого объема площадей в классических офисах (140 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге и порядка 800 тыс. кв. м в Москве по состоянию на середину июня 2022 года), которые составляют «скрытое» предложение и выйдут на рынок до конца года. Это полностью оборудованные дизайнерские офисы от уходящих IT-компаний, которые частично будут сдаваться в субаренду. В новых формирующихся условиях те компании, которые привыкли экономить на офисе, получили возможность арендовать высококлассные помещения без дополнительных затрат».

Тренды на рынке гибких пространств

Эксперты отмечают, что в среднесрочной перспективе следует ожидать усиление конкуренции среди собственников офисных зданий, что приведет к более четкой сегментации рынка. По мнению Георгия Рыкова, генерального директора «БестЪ. Коммерческая недвижимость», основная тенденция — это сокращение классических офисных пространств. В конкурентной борьбе выиграют те проекты, которые предложат своим арендаторам гибкость и удобные IT-решения, максимально отвечающие потребностям бизнеса.

Фото: Организаторы CoworkingFest
Фото: Организаторы CoworkingFest

Максим Никитин, директор по развитию Headway: «В тренды бизнеса всегда попадает то, что ведет к росту прибыли компании. Для коворкингов мы выделяем 5 ключевых трендов: повышение качества взаимодействия «клиент-коворкинг», дальнейшее развитие нишевых пространств (коворкинги «для мам», «для дизайнеров», «для киноманов»), оптимизация штата сотрудников, предоставление клиентам управленческой аналитики с динамически обновляемыми показателями, снижение затрат на расходные материалы».

Ирек Аллаяров, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK: «Три основные тенденции рабочих пространств — экологичность, технологичность и комьюнити. Одна из причин, почему смарт-офис занял свою позицию на рынке и обретает все большую популярность — это возможность бизнеса концентрироваться только на своих задачах. Все бытовые вопросы решаются нажатием кнопки телефона: будь то оплата, заказ пропуска, расширение рабочей площади или заказ еды — для всего есть приложение. Большое внимание уделяется нетворкингу и обучающим программам — это обязательное требование предпринимателя. Офис это больше не пространство, но инструмент для осуществления больших целей».

Фото: Организаторы CoworkingFest
Фото: Организаторы CoworkingFest

Коворкинги станут вариантом выхода из ситуации для компаний, которые хотят быть гибкими в условиях турбулентности. «Как и после любого «черного лебедя», экономике и бизнесу потребуется время на адаптацию к новым условиям. Мы видим увеличение запросов от клиентов на оптимизацию бизнес-процессов и желание минимизировать расходы на содержание офиса, увеличение спроса на услугу системы бронирования рабочих мест, которая позволяет более эффективно управлять пространством и сервисами. Благодаря чему можно наблюдать рост в некоторых сферах бизнеса, в том числе и в IT, так как появилась потребность импортозамещения многих зарубежных продуктов и сервисов. Такая тенденция приведет и к выравниванию спроса на услуги коворкингов», — подтверждает Алексей Михайловцев, Head of product SimpleOffice.

Все эксперты, принявшие участие в CoworkingFest, говорили о дальнейшем развитии рынка с точки зрения клиентоориентированности. Успех офисных проектов будет зависеть не только от локации, но и от предлагаемых инноваций в организации офисных пространств.

Фото: Организаторы CoworkingFest
Фото: Организаторы CoworkingFest

Юрий Можейко, коммерческий директор «ГЛАССКОН»: «В настоящий момент мы наблюдаем тренд на гибридные пространства, где одну часть помещения арендаторы снимают на долгосрочной основе, а другая часть отведена под коворкинг. Думаю, в будущем будет продолжаться развиваться тренд на интеграцию «гибких пространств» в объекты различной направленности: аэропорты, торговые центры, апарт-отели и гостиницы, центры сервисного обслуживания автомобилей и т.д. В общем, в те места, где человек потенциально проводит продолжительный период времени и может испытать потребность в услугах коворкинга».

Сейчас коворкинги представлены в 62 российских городах, основные центры концентрации помимо двух столиц — Казань, Екатеринбург, Краснодар, Сочи и Новосибирск, и рынок активно развивается. По прогнозам экспертов, рост предложения может составить 50%.


В деловых мероприятиях CoworkingFest приняло участие более 100 экспертов: собственники и первые лица коворкинг-сетей и офисной недвижимости, представители компаний-арендаторов, архитекторы ведущих архитектурно-проектировочных бюро в сегменте коворкингов, сервисных офисов и build-to-suit, а также административные директора, HR-специалисты и директора по развитию компаний, являющихся резидентами коворкингов.

Организаторами мероприятия выступили: ГК «БестЪ», сеть коворкингов и франшиза PAGE, консалтинговая компания IPG.Estate и коворкинг Case.

Официальные партнеры фестиваля: Компания ГЛАССКОН, ЛИИС и SIMPLE OFFICE.

Партнеры: Студия Designic, смарт-офисы и коворкинги SOK, бутиковый коворкинг Headway, Компания Фрегат, МДМ-Лайт, УК «МТЛ», wave.service и Meltzer. PR-партнер «Репутация».