Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Где и когда в Петербурге построят первые транспортные хабы

Схема действующего метрополитена и проектируемых ТПУ в Петербурге
Схема действующего метрополитена и проектируемых ТПУ в Петербурге (Фото: Компания «Мегалайн»)
Какие проблемы решат новые ТПУ в Петербурге

Интенсивный рост городов приводит к усугублению проблемы транспортной инфраструктуры. Международный опыт показывает, что эффективным инструментом для ее решения стало создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Они позволяют связать систему общественного транспорта воедино, разгрузить дороги и повысить привлекательность отдаленных районов для жителей и гостей мегаполиса.

Преимущества для города

Транспортно-пересадочные узлы предполагают строительство комплексных объектов. Это и терминалы остановок общественного транспорта, и перехватывающие парковки, и коммерческие объекты — магазины, кафе, медицинские и офисные центры. Иными словами, это не только место, где человек может пересесть с одного вида транспорта на другой, это уже общественное пространство и точка притяжения не только для пассажиров, но и для местных жителей.

Таким образом, ТПУ становится частью городской среды, выполняя при этом свои главные функции — разделение пешеходных и транспортных потоков, сокращение времени пересадок, оптимизация загрузки существующей транспортной инфраструктуры.

Проект строительства в Москве ТПУ «Петровско-Разумовская»
Проект строительства в Москве ТПУ «Петровско-Разумовская» (Фото: РБК Петербург)

Одной из стран-лидеров по реализации комплексных инфраструктурных проектов является Япония. Это связано с высокой плотностью населения и ограниченностью в земельных ресурсов. Один из таких хабов — ТПУ «Одайба» в Токио. Он входит в систему токийского монорельса и расположен на насыпных территориях японской столицы в Токийском заливе. В пешей доступности от узла есть торговые комплексы, жилые дома, административные и офисные здания, отели. Составляющими узла «Одайба» являются станция монорельса, автобусная станция и муниципальная парковка. При этом у ТПУ компактные размеры, он удобен для использования всеми категориями граждан, в том числе и для людей с ограниченными возможностями.

Специалисты японской архитектурно-инжиниринговой компании Nikken Sekkei в своем исследовании о ТПУ называют их создание эффективной мерой для интеграции транзитных перевозок и землепользования. Так, размещение вокруг комплексов жилых домов, ретейла и офисов отвечает задаче использования земли сразу с несколькими целями, а это помогает формировать комфортную среду для жизни людей и создавать новые общественные пространства. Помимо этого, они обратили внимание, что проживающие рядом с ТПУ люди начинают активнее использовать общественный транспорт, отказываясь от автомобилей.

По словам президента Nikken Sekkei Тадао Камеи, специалисты компании, как правило, концентрируют плотность вокруг транспортных узлов, вводя коммерческие площади смешанного использования, чтобы максимизировать потенциал станций железной дороги и метро.

ТПУ для Петербурга

Многофункциональные ТПУ уже действуют в Москве, помогая снизить загруженность дорожной сети и устраняя эффекты маятниковой миграции и образования пустоты, когда внутри сложившейся инфраструктуры появляются незадействованные территории.

В Петербурге таких хабов пока нет, хотя активное строительство в спальных районах города и увеличение трафика на дорогах, говорят об их необходимости. Проект создания ТПУ в Петербурге в июне этого года представила компания «Мегалайн».

В рамках ПМЭФ-2021 председатель комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Роман Голованов и генеральный директор «Мегалайна» Геннадий Корупятник подписали соглашение о сотрудничестве в реализации создания транспортно-пересадочных узлов. Дорожную карту поддержки и сопровождения проекта ТПУ «Мегалайн» и Агентство стратегических инициатив (АСИ) подписали в середине сентября.

Он предусматривает создание на территории Петербурга 61 транспортно-пересадочного узла. По словам заместителя директора центра практик жизни АСИ Александра Красавцева, эффектами от создания ТПУ станут разгрузка дорожного трафика, уменьшение среднего времени и повышение комфорта поездок для горожан. Он также обратил внимание на балансировку нагрузки на городской общественный транспорт и создание новых площадок для оказания услуг пассажирам со стороны бизнеса. Кроме того, строительство пересадочных узлов при станциях петербургского метро подстегнет развитие отдаленных от центра районов.

«Создание сопутствующих базовым объектам ТПУ в формате ультрасовременных объектов коммерческого, рекреационного и делового назначения, безусловно, привлечет платежеспособный сегмент и повысит общий экономический индекс территории», — уверен генеральный директор «Мегалайна» Геннадий Корупятник.

В пресс-службе компании уточняют, что строительство ТПУ предусмотрено в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» рядом с существующими и перспективными станциями метро. Проект предусматривает быстрый и удобный переход для пассажиров между разными транспортными точками: железнодорожной станцией, станцией метро, трамвайными и автобусными остановками, перехватывающей парковкой. Петербуржцы и туристы смогут передвигаться внутри закрытых павильонов, что особенно комфортно с учетом петербургского климата.

В пределах ТПУ будут работать торговые площадки, фуд-корты и офисы. Планируется, что узлы будут оборудованы перехватывающими парковками.

Перечень приоритетных локаций для создания ТПУ в Петербурге включает девять территорий. Это зоны рядом со станциями метро «Гражданский Проспект», «Улица Дыбенко», «Старая Деревня», «Проспект Большевиков», «Купчино», «Парнас», «Рыбацкое», «Проспект Ветеранов» и запланированной к строительству станцией «Шуваловский проспект».

Фото: Компания «Мегалайн»
Фото: Компания «Мегалайн»

Объем инвестиций в первоочередные ТПУ потребует 21,6 млрд руб. Общий объем инвестиций в проект составляет 186 млрд руб. На разработку проекта было затрачено 25,8 млн руб.

Каждый ТПУ индивидуален

Руководитель проекта создания и развития ТПУ Александр Коломин объясняет, что в список первоочередных попали зоны, которые были определены вместе с профильными комитетами администрации города, как первостепенные с точки зрения необходимости трансформации и оптимизации транспортно-пешеходных потоков.

Эксперт обратил внимание, что для установки ТПУ не всегда требуется целиком перестраивать вестибюль станции метро. При новом строительстве, в рамках реновации территорий и развития новых районов, в проект будущего ТПУ включаются новые станции метрополитена и сразу осуществляется проектирование облика единого комплекса транспортного узла.

«Но если размещение ТПУ рассматривается в черте уже сложившейся городской застройки, то реконструкция вестибюлей метрополитена — возможный вариант расширения пропускной способности будущего хаба», — уточнил он.

По словам Коломина, каждый ТПУ индивидуален и единообразного формата таких узлов не существует. «Каждая конкретная локация с точки зрения потенциала на размещение ТПУ анализируется с внешнего архитектурно-планировочного облика, технико-экономических показателей и состава по площадям различного функционального назначения», — пояснил руководитель проекта.

При проектировании ТПУ в него, помимо необходимых торговых, общественно-деловых площадей и функциональных зон, могут включить комнаты отдыха, капсульные отели, ячейки краткосрочного хранения вещей, многоярусные места хранения велосипедов и самокатов.

Схема действующего метрополитена, проектируемых и первоочередных ТПУ
Схема действующего метрополитена, проектируемых и первоочередных ТПУ (Фото: Компания «Мегалайн»)

Когда ждать появления первых ТПУ

По данным «Мегалайна», реализация строительства ТПУ «Старая Деревня», «Гражданский проспект», «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко» планируется в 2024-2026 годах.

В состав ТПУ войдут крытые галереи переходов для пассажиров различных видов транспорта и пешеходов, крытые остановки общественного транспорта, сопряженные с комплексом транспортного узла.

В проект также включены залы ожидания для пассажиров пригородных и межрегиональных рейсов, автовокзалы, перехватывающие парковки, диспетчерские пункты и пункты охраны, медцентры, пункты оказания первой помощи, аптеки. Кроме того, в состав хаба войдут комнаты матери и ребенка, детские комнаты, места временного хранения самокатов и велосипедов, коворкинги и помещения для проведения общественных мероприятий.