Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Парадоксы ДМС: почему бизнес дарит страховым компаниям до половины премий

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Руководитель Совета по страхованию «СОПОС» Юрий Волков — о повышении эффективности затрат компаний на ДМС.

Российские страховые компании в первом полугодии 2021 года по медицинскому страхованию получили 127 млрд рублей страховой премии, что на 9% больше, чем в январе-июне 2020 года, подсчитали в Центробанке. При этом выплаты составляют значительно меньшие суммы. Например, в Санкт-Петербурге по договорам ДМС страховщики выплатили по результатам 2020 года от 48 до 76% от полученной премии. Руководитель Совета по страхованию «СОПОС» Юрий Волков уверен, что компании–покупатели корпоративных страховок для сотрудников могут улучшить условия страхования без увеличения бюджета или снизить расходы без ухудшения условий страхования. О существующих инструментах — в интервью РБК+ Петербург.

Статистика щедрости

— Можно ли считать рост страховых премий по ДМС на 9% в первой половине года хорошим результатом страхового рынка?

— В втором квартале 2021 года объем взносов по ДМС вырос почти на четверть. Прирост в нем розничного сегмента составил почти 40%. Такая положительная динамика стала неким сюрпризом после итогов первого квартала, когда рынок вырос гораздо меньше. Ранее коллеги из ведущих страховых компаний озвучивали прогнозы в районе 7%.

— Какие сегменты дали такой результат?

— Физлица, например, стали хорошо покупать полисы телемедицины, стоимость которых колеблется в районе 2 тыс. руб. в год. Это хороший продукт по критерию цена/возможности. По такому полису, например, можно получать консультации психолога. Сравните стоимость полиса и стоимость визитов к нему в клинику. Очевидно, что такой полис выгоден.

По юрлицам ситуация неоднозначная. Можно сказать, что увеличение страховой премии происходит автоматически под нажимом страховых компаний, как это принято называть — на компенсацию «медицинской» инфляции. Хотя, на наш взгляд, все должно быть наоборот, исходя из ситуации в экономике, а также возможности юрлиц заплатить за тот же объем услуг по ДМС меньше на 10-15% исходя из официальной статистики и специфики страхового рынка.

— Поясните, что вы имеете в виду. Какие есть способы для юридических лиц снизить затраты на ДМС без потери качества услуг?

— Если мы посмотрим на проценты выплат по ДМС по Санкт-Петербургу за прошлый год, то увидим, что это от 48% до 76% от собранной страховой премии в зависимости от страховщика, по данным Центробанка. То есть фактически некоторым страховым компаниям страхователи оставляют половину премии, да еще и приплачивают на «медицинскую» инфляцию. И это не влияние «ковида», схожая картина наблюдается в течение последних трех лет. При этом по компаниям статистика из года в год почти не меняется. Другими словами, есть «выплатные» страховщики, а есть не очень. Это и есть резерв для снижения расходов на ДМС или расширения программ страхования без увеличения бюджета. В этом случае не стоит бояться сменить страховщика, ведь лечат врачи. Сервис у Топ-10 страховых компаний практически на одинаковом уровне, а огрехи бывают у всех.

Фактически некоторым страховым компаниям страхователи оставляют половину премии, да еще и приплачивают на «медицинскую» инфляцию. И это не влияние «ковида», схожая картина наблюдается в течение последних трех лет.

— На чем еще можно сэкономить при покупке ДМС?

— Многие представители отделов персонала полагают, что они работают «напрямую» со страховыми компаниями. У самих страховщиков есть разные каналы продаж. Эти каналы продаж по-разному стоят для страховой компании. Есть дорогие, а есть не очень дорогие. По данным ЦБ РФ за 2020 год 42% страховой премии по ДМС была получена через сети продаж (агенты, брокеры, дилеры и т.д.). При этом страховым агентам, которые и есть те самые «прямые» представители страховщика, заплатили в среднем 12% с каждого договора страхования ДМС в качестве вознаграждения. Это сравнительно дорогой канал продаж для страховщиков и, соответственно, это дорогие страховки для покупателей. Работа с тендерными площадками обходится значительно дешевле. Это еще один источник снижения затрат или расширения программы.

— Страховые компании вряд ли готовы идти на такие уступки?

— Разумеется, нет. Только при наличии аргументов и конкуренции. Так или иначе, все страховщики постепенно придут к норме в 80% — вполне нормальный коэффициент выплат для страховой компании. Я бы добавил еще, что не менее острая проблема в нежелании самих юрлиц проводить настоящие тендеры или следовать их результатам.

— Компании сами отказываются от экономии?

— Да, недавно проводили тендер для крупной телекоммуникационной компании, которая имела ограниченный бюджет, получили хорошие предложения. Но в итоге они продлили договор с действующим страховщиком, хотя были недовольны обслуживанием. В итоге не получили улучшение программ, а «прямой» представитель страховой компании получил свое вознаграждение. О причинах можно только догадываться.

— Как определить «выплатного» страховщика?

— С одной стороны, достаточно посмотреть на статистику Центрального банка. Но этого, конечно, недостаточно. Необходимы правильные действия при заключении договора, необходим тендер. Многие компании считают, что получение коммерческого предложения от страховщиков и есть тендер, но это не так. Страховщикам необходима однозначная информация от страхователя, чтобы отнести контракт к тому или иному каналу продаж.

Многие компании считают, что получение коммерческого предложения от страховщиков и есть тендер, но это не так.

— Что для этого нужно сделать?

— Вам надо четко обозначить, что это именно тендер, а для этого необходимо указать на процедуру и инструмент его проведения. В нашем случае предоставить страховщикам письмо — приглашение на тендер, который проводится на нашей страховой тендерной площадке, и провести тендер на площадке способом закрытого запроса котировок. Иначе попадете в руки агентского канала, в котором по ИНН распределены и закреплены почти все юрлица. Самостоятельно это сделать практически невозможно.

Закупочный пул

— Если стоимость полиса ДМС зависит от численности, то что делать небольшим компаниям?

— Да, стоимость очень сильно зависит от количества сотрудников. Надо объединяться в страховой закупочный пул. Это позволяет снизить премию в два раза.

Стоимость [страховки] очень сильно зависит от количества сотрудников. Надо объединяться в страховой закупочный пул. Это позволяет снизить премию.

— Можете привести пример по выбору страховщика?

— Недавно мы провели единый тендер для 12 компаний с общей численностью застрахованных почти 1 тыс. человек, от 10 до 500 застрахованных в каждой компании, при этом у всех были разные сроки начала и окончания договоров страхования. В итоге всем удалось сэкономить. Для небольших компаний экономия составила до половины страховой премии. Вместо 34 тыс. руб. они заплатили по 17 тыс. руб. на человека. При этом страховая компания предоставила широкие программы страхования с рядом дополнительных бонусов. В одиночку ни одна из компаний пула не смогла бы купить такие программы за такие деньги.

Следующий страховой закупочный пул численностью свыше 1000 человек из разных компаний мы планируем собрать к началу ноября. Сформированы три программы за 10, 15 и 25 тыс. руб. В них есть все. По одиночке компаниям с меньшей численностью такие условия недоступны. Так что приглашаем желающих.

Если есть бюджет, то лучше расширить программы

— За счет чего компании расширяют состав программы ДМС?

— За счет замены скидки на допуслуги при проведения тендера. Можно расширить список клиник, включить в него более «дорогие». Включить плановую госпитализацию, что очень важно; операции на сердце и нейрохирургию и т.д. Сейчас также появились программы реабилитации после «ковида».

— Из чего сейчас состоят страховые программы, включающие восстановление после коронавируса?

— У каждой страховой компании они разные как по составу, так и по стоимости. Кто-то включает только визиты к врачу; кто-то оплачивает все назначения лечащего врача; а у кого-то, чтобы получить реабилитацию надо иметь поражение легких не менее 50%. Это очень большой разброс возможностей.

ООО «СОПОС», ОГРН 1067847354299 

На правах рекламы