В Петербурге прошла IX межотраслевая конференция «PRO Битум и ПБВ», объединившая более 700 специалистов дорожной и нефтеперерабатывающей отраслей из разных стран. В повестке конференции — новые требования к проектированию и строительству автомобильных дорог, внедрение современных технологий и международного опыта изучения дорожных материалов.
Модернизация качества
Ежегодное потребление битума в стране растет, только за последние 5 лет объем производства вырос на 48% — почти до 7,5 млн тонн за 2020 год. И динамика сохранится, отмечает генеральный директор «Газпромнефть — Битумные материалы» Дмитрий Орлов. Поэтому особенно важно совершенствование асфальтобетонных смесей и битумных материалов, а также разработки новых стандартов к ним.
К примеру, с 1 июня 2020 года введены в действие два национальных ГОСТа по применению асфальтобетонов, щебеночно-мастичных и горячих асфальтобетонных смесей, а также сопутствующие стандарты на методы испытаний. До этого уже в 2019 году был утвержден и введен в действие еще один комплекс ГОСТ на методологию объемно-функционального проектирования асфальтобетонных смесей. «Работа в этом направлении продолжается, ведь от качества битумных материалов в составе асфальтобетонных смесей зависит долговечность и прочность дорожного покрытия», — отметил начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Олег Ступников.
Увеличить срок службы дорожного покрытия помогает использование полимеров. Модифицированный таким образом битум позволяет снизить расходы на содержание покрытия практически в два раза, а также существенно повысить безопасность движения. «Применение ПБВ обеспечивает увеличение межремонтных сроков эксплуатации автомобильных дорог федерального значения с усовершенствованным типом покрытия до 12 лет, по капитальному ремонту — до 24 лет, повышая трещиностойкость, теплостойкость, сдвигоустойчивость, водо— и морозостойкость дорог», — отметил член правления — управляющий директор, дирекция Пластиков, эластомеров и оргсинтеза, Обеспечение производства «СИБУР» Александр Петров. Только за последние семь лет «СИБУР» инвестировал порядка 800 млрд рублей в расширение и модернизацию мощностей, внося серьезный вклад в импортозамещение полимеров в России.
Таким образом, производство битума сегодня может быть ориентировано под конкретные задачи клиента, отмечают эксперты. «Сейчас примерно 10% битума, который производится в России, модифицировано, — говорит Дмитрий Орлов. — У нас есть продукты в линейке, которые отвечают на персонифицированные требования наших потребителей».
Высокий сезон без дефицита
На конференции также обсуждался вопрос своевременных поставок битума и ценообразования. Нефтяные компании уделяют особое внимание и модернизации битумных установок. Так, например, на Московском и Омском НПЗ компании «Газпром нефть» удалось обеспечить практически круглогодичное производство битумных материалов. Внедрена в практику и фасовка битума в среднетоннажную тару — кловертейнеры, позволяющие долго и без потери качества хранить битумные продукты и формировать необходимы запасы.
«Это нивелирует потенциальную нехватку битума в разгар строительного сезона или на время ремонта битумных мощностей. Также фасованный битум позволяет оперативно обеспечивать вяжущим отдаленные регионы, — отметил Дмитрий Орлов. — Мы развиваем собственную битумную терминальную сеть, в том числе и с возможностями производства полимерно-битумных вяжущих, что позволяет обеспечивать потребителей во всех регионах страны».
Справка:
Ежегодная конференция «PRO Битум и ПБВ» — это крупнейшее межотраслевое мероприятие по практике применения битумных и битумопроизводных продуктов. Проходит с 2012 года. В рамках конференции собирается порядка 700 участников из России и десятка других стран, представителей государственных структур, производителей и потребителей битумных и полимерно-битумных вяжущих. Конференция организована компаниями «Газпромнефть — Битумные материалы», «Роснефть Битум» и СИБУР при поддержке Федерального дорожного агентства и Государственной компании «Автодор».