Изменившиеся условия работы из-за пандемии COVID-19 стали стимулом для развития туристической отрасли России. В рамках Петербургского международного экономического форума 2021 года РБК+ поговорил с директором по развитию игорной зоны «Красная Поляна» Дмитрием Анфиногеновым — о трансформации запросов потребителей, развитии новых форматов отдыха и инструментах привлечения туристов.
РОССИЯНЕ СОСКУЧИЛИСЬ ПО ОТДЫХУ
— Как Сочи и Красная Поляна пережили период ограничений?
— Глубокий локдаун был на протяжении нескольких месяцев, с конца марта по конец июня 2020 года. Это был достаточно тяжелый и неопределенный период, который стал вызовом для руководителей всех предприятий сферы гостеприимства. Нужно было сохранить команду. При этом никто не понимал, на какой период это все затянется, какие издержки за собой потянет, и какая новая реальность будет существовать.
— Сколько в итоге туристов посетило курорт в 2020 году?
— После снятия ограничений Красная Поляна наряду с большим Сочи восстанавливалась гораздо быстрее, чем остальная страна. Люди соскучились по отдыху и активно поехали на юг. Для примера: в 2019 году Сочи посетили порядка 6,5 млн гостей, из них более 2,2 млн человек отдохнули в Красной Поляне. В 2020 году эти показатели составили 5,5 млн и 2 млн гостей, соответственно.
— А что со спросом происходит сегодня?
— По нашим оценкам, в 2021 году спрос на 100% восстановился. Сейчас загрузка отелей очень высокая, мы наблюдаем овербукинг. Любой свободный номер, даже если цена поднимается на 10-20% мгновенно уходит. Что Красная Поляна, что большой Сочи, достаточно уверенно себя чувствуют, мы вышли на показатели 2019 года, несмотря на то, что сейчас отсутствует международный поток.
КТО ЗАМЕНИЛ ИНОСТРАНЦЕВ
— Насколько, по вашим оценкам, сократился поток иностранных туристов?
— В Красной Поляне на конец 2019 года треть загрузки была обеспечена иностранными туристами. Сейчас этих гостей нет, но их заменила аудитория, которая никогда раньше не приезжала в Сочи, а всегда выезжала за границу. То есть к нам стала приезжать более платежеспособный гость.
— Как вам кажется, этот спрос сохранится?
— Это ключевой вызов для всех руководителей, которые работают в сфере гостеприимства. Главная задача — удержать нового платежеспособного клиента. Второго шанса произвести первое впечатление никто не даст. Гостей, которые впервые к нам приезжают, мы должны максимально заинтересовать, и они должны захотеть к нам вернуться. По статистике нашего курорта, сейчас больше 50% гостей возвращается снова. Мы рассчитываем, что эта тенденция сохранится.
Рано или поздно границы все равно откроются, и нам придется конкурировать в открытом мире. Если мы продолжим предоставлять гостям высокий уровень сервиса и сохраним тенденцию развития, то, конечно, эти люди вернутся снова.
СКВОЗНЫЕ ПРОДУКТЫ
— Какие инструменты есть сегодня, чтобы сохранить возвратных туристов и привлекать новых?
— Сочи сам по себе после Олимпиады стал достаточно привлекательным местом. Здесь развита инфраструктура, это то место, где горы и море находятся в 30 минутах. Поэтому один из инструментов — это новые пакетные туры. Сейчас мы формируем сквозные продукты, которые должны дать гостям разнообразную занятость на протяжении 7 дней. То есть вы можете каждый день находиться в новой локации и получать свежие эмоции и впечатления.
Совсем недавно Администрация Сочи презентовала запуск главного туристического портал города visit-sochi.com. Отели, рестораны, туристические маршруты, экскурсии, ключевые локации — все это будет собрано в одном месте и доступно для гостей города. В настоящее время портал уже доступен для пользователей в тестовом режиме. Финальный релиз сайта с полным сервисным функционалом запланирован на осень 2021 года.
— Как отличаются туристические продукты, которые привлекают российского и иностранного туриста?
— Иностранцы летят на то же самое. Скорее это мы привыкли в советской ментальности думать, что иностранцы какие-то другие, а на самом деле все люди предпочитают хороший отдых, качественную еду и интересные места. И Сочи — оптимальная локация как для российских, так и для иностранных туристов.
Кроме того, из-за курсовой разницы мы гораздо привлекательнее для иностранцев. Если сравнить Сочи с Дубаем или Тель-Авивом, то там локальным гостям отдыхать гораздо дороже или российским гостям ехать туда гораздо дороже, чем иностранцам приехать к нам.
— В состав игорной зоны «Красная Поляна» входят также ивент-площадка WOW ARENA и театр «В игре», это для вас тоже дополнительные точки привлечения туристов?
— Да, они для этого и создавались. WOW ARENA — это огромная функциональная площадка, на которой будут происходить и свои форумы, в том числе, экономический форум осенью этого года. Также здесь проходит огромное количество спортивных мероприятий, концертов, комедийных шоу и деловых мероприятий, выставок, форумов. Уникальность этой площадки в том, что это транформер. Во время Новогодних праздников днем в WOW ARENA мы показывали ледовое шоу Татьяны Навки «Аленький цветочек», спустя 2 часа — турнир MMA, а затем — концерт Моргенштерна.
Театр «В игре» — это наша возможность дать городу Сочи и Красной Поляне, в частности, гастролирующие театральные постановки. Зрителям театра «В игре» представлены преимущественно малые формы театрального искусства: моноспектакли, творческие вечера, модные антрепризы и многое другое.
Всего в состав игорной зоны «Красная Поляна» входят: три казино, несколько ресторанов, ивент-площадка WOW ARENA, Курорт «Красная Поляна», тематический парк «Сочи Парк» и отель «Богатырь», племенной форелеводческий завод Адлер, винодельня Chateau de Talu.
ПЛАНЫ ПО РАЗВИТИЮ
— Если говорить о дальнейшем развитии, есть ли какие-то планы по инвестициям в инфраструктуру?
— Безусловно, в процессе реализации находится несколько стратегически важных проектов. В скором времени у нас появится гольф-курорт Сочи. На федеральной территории «Сириус» уже началось строительство нового гостинично-апартаментного комплекса 5 звезд Мариотт-Сириус.
Также обновляются уже существующие объекты. Например, в «Сочи Парке» появляются новые аттракционы, на территории игорной зоны «Красная Поляна» недавно был открыт отель «Бонус». И это не предел.
— В этом году на площадке ПМЭФ вы подписали несколько соглашений, каких проектов они, прежде всего, касаются?
— Мы подписали ряд соглашений, в том числе, с ВЭБ и с администрацией республики Крым по созданию «Ялта Парк» — нашего нового продукта. Инвестиции составят порядка 22 млрд рублей, соглашение на финансирование проекта мы также подписали с банком РНКБ.
— Каков ваш прогноз на конец этого и на 2022 туристический год?
— С точки зрения бизнеса я уверен, что для туристической отрасли России это будет сверхуспешный год. Он превысит все показатели, потому что люди очень соскучились по отдыху. С открытием границ к нам приедет еще больше иностранцев — для таких городов как Москва, Петербург и Сочи, это тоже будет хорошим событием — показатели загрузки продолжат расти. Так что прогноз благоприятный.
Оператор и основной инвестор игорной зоны «Красная Поляна» — ООО «Домейн». Компания — один из самых значимых налогоплательщиков Краснодарского края. К концу 2020 года в бюджеты разных уровней, от муниципального до федерального, от деятельности площадки было перечислено более 3,1 млрд рублей.