«Живем в прекрасное время»
Материалы выпуска
Сезон взыскания долгов Решения Банк в помощь Решения «Живем в прекрасное время» Экспертиза
Экспертиза Санкт-Петербург и область
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Материалы выпуска

«Живем в прекрасное время»

Петербургские бизнесмены прогнозируют, какой окажется «новая нормальность» и будет ли в ней место для заработков.
Фото: pexels.com

Количественные изменения — драматический провал объема потребления в оффлайн-отраслях в период изоляции — частично будут компенсированы отложенным спросом после снятия ограничений. Частично, на 10-50%, в зависимости от отрасли, потери в объеме спроса от докризисного уровня становятся «дано», с которым компаниям предстоит жить долго. По этому поводу в бизнесе уже сложилось консенсусное мнение. Но изменится ли стиль потребления качественно, насколько глубоки полученные населением и бизнес-клиентурой новые впечатления — вопрос дискуссионный. Руководители петербургских компаний поделились своими вариантами ответа на него.

Юрий Грудин, генеральный директор девелоперской компании Formula City:

«Каждой отрасли нужно понять, в каких форматах, денежных лимитах она теперь будет «жить» и какие сегменты и продукты предлагать для изменившегося потребителя. Между денежным лимитом и форматом прямая связь: сильно сократившийся спрос распределится на те продукты, которые ответят на новые запросы максимально точно. Прочим может не достаться ничего.

Если говорить об изменениях в девелопменте, то спрос на классическую жилую недвижимость в новых районах Петербурга сохранится, поддержанный очень дешевой ипотекой, которую запустило правительство. В этом смысле можно сказать спасибо кризису — ставка в 6,5% невероятно выгодна, никогда еще в России не было возможности купить квартиру в кредит настолько дешево. Такая ипотека стимулирует развитие сегмента «эконом» и чуть выше, потому что предоставляется на жилье ценой до 8 млн рублей. В более высоких ценовых сегментах сокращение спроса будет, полагаю, существенным, но и качественное развитие — заметным. Сочетание двух факторов определит покупки — рациональность и качество среды. Люди будут выбирать между компактными квартирами в центре Петербурга и более просторным загородным жильем. В первом случае качество среды определяется во многом близостью рабочего места, во втором (если карантин показал, что физическое присутствие на работе этому человеку не обязательно)  — экологией, свободным местом вокруг и так далее. В любом случае люди поняли, что жилье — не только место для сна, что в нем можно неожиданно провести очень много времени, и это понимание на них повлияло.

Существенно изменятся форматы коммерческой недвижимости. Сейчас все владельцы зданий размышляют, во что бы трансформировать свои офисные площади. Очевидно, что появятся здания с совмещенными функциями, где жилые помещения и места для работы находятся рядом. При этом между зонами существует логичное разделение. Внутренняя логистика, ее планирование приобретет большое значение в девелопменте.

Офисы как класс недвижимости сохранятся. Во всеобщий переход на «удаленку» я не верю. Однако произойдет кастомизация каждого сотрудника — работодатель будет считать, сколько он готов платить за рабочее место в конкретном случае и какой функционал для этого места действительно необходим. Скажем, снимая офис в бизнес-центре класса А, ты 10-15% используешь под представительские цели в виде кабинетов руководства и красивых переговорных, а 85-90% неэкономно расходуется на остальные подразделения — с огромной переплатой из-за парадного фасада и отделки. Такие модели использования офисов и не рациональны, и не предлагают качественную, с точки зрения большинства сотрудников, среду — они обязательно будут пересмотрены. Близость к жилью, или даже совмещение с жилыми зонами, становится при этом важным критерием качества: за время карантина люди отвыкли от долгих перемещений на работу и обратно. Многие не хотят снова привыкать к абсурдной логистике».

Малик Хатажаев, генеральный директор Lesta Studio (Wargaming St.Petersburg):

Фото: Lesta Studio

«Даже за короткий период весны 2020 года люди успели почувствовать себя в опасности и поменяли привычки в сторону большей изолированности жизни. Из «человейников» они устремились за город. Процессы урбанизации замедлятся и, возможно, пойдут вспять. В пригороде, где я сейчас живу, вокруг все раскуплено.

Новые поведенческие паттерны закрепятся надолго. У нас есть офис в Китае; мы видим, как развиваются события — там кинотеатры открыли, туда какое-то количество людей пришло, потом их опять закрыли, потому что работа оказалась нерентабельной. Теперь люди будут думать о своей безопасности прежде всего. Формат французского кафе, где все сидят плечом к плечу, или классического массового кинотеатра — это уже вчерашний день. Отрасль онлайн-игр, наоборот, будет развиваться еще быстрее, как безопасный и доступный по цене вид досуга».

Олег Дю, директор по развитию ГК «Галактика» (производство молочных продуктов):

«Мои друзья разделились на два лагеря. Первый считает, что после снятия всех ограничений люди и в рестораны, и в кино будут ходить с большой осторожностью, у этих индустрий будут проблемы еще несколько лет. А второй лагерь говорит прямо противоположное: когда карантин снимут, народ будет всюду ходить с двойной активностью, отбросив страхи. Есть логика и в той и в другой позиции.

Я был одним из первых, кто стал ходить в маске, дезинфицировать руки. Помню, утром пришел в автосалон и был там единственным в маске и очках — вечером забирал машину, и уже все были в масках. То есть поведение быстро меняется — сначала люди не верят в опасность, потом верят и боятся, а чуть позже верят, но устают бояться. Если в апреле большинство моих знакомых строго сидели по домам, то уже в мае ходили в гости, собирались на закрытых вечеринках, ходили в подпольно работающие бары. На мой субъективный взгляд, привычка ходить в рестораны быстро восстановится. Тем не менее этот кризис изменит потребление радикальнее, чем все предыдущие.

Например, кто-то дистанционно учится на программах дополнительного образования, которые я проходил очно, из-за карантинных мер. И люди счастливы этому. Даже не понимают, зачем раньше тратили час в пробках в одну сторону, потом в другую, после работы. Насколько это было утомительно. И хотя люди — социальные существа, их будет сложно убедить делать оффлайн то, что оказалось в разы удобнее делать онлайн.

Если говорить о бизнесе, то взгляды инвесторов тоже изменятся с учетом новой реальности. Произойдет перераспределение ресурсов между отраслями. У большого числа людей в России есть значительные рублевые сбережения, которые они думали проинвестировать, но отложили. Раньше потенциальные инвесторы нам говорили: что вы, продукты питания — 5-10 процентов доходности? — вообще неинтересно, вот есть фитнес-центры, отели, там быстрый рост. Сейчас они пересматривают свои представления. Отрасли, производящие базовые продукты и услуги, в том числе сельское хозяйство и пищевая индустрия, вернутся, я полагаю, в топ предпочтений инвесторов».

Евгений Федоров, генеральный директор сети клиник «Медпомощь 24»:

«Надеюсь, что к концу июня ограничение на плановый прием будет снято и пойдет рост. Сейчас мы ведем набор персонала, связанный с запретом на совместительство у врачей. Позитивно то, что на рынок вышло большое количество высококлассных специалистов, которые покинули госсектор по целому ряду причин — психологическая усталость, страх, условия труда. Только за прошлую неделю мы смогли привлечь на постоянную работу трех врачей.

Выводы пока делать рано, но думаю, что в итоге вся система здравоохранения претерпит изменения. Будут введены новые стандарты диагностики, например, сейчас КТ — это показатель для всех, что, вероятно, сохранится и в следующем году. Будет другой подход к оснащению поликлиник с точки зрения закупки томографов, их загрузки и применения. Мы научимся работать и жить в этой новой реальности с учетом полученного опыта. Но главный вывод, на мой взгляд, в переоценке отношения к здоровью. У нас мощь экономики всегда оценивали с точки зрения цифр – ВВП, собираемость налогов. Всю нашу жизнь оценивали цифрами, а человек всегда оставался за скобками. Сейчас придет понимание, что без здоровья каждого конкретного человека ни ВПК, ни промышленность работать не будут. Это будет стимулировать развитие профосмотров, пропаганду ЗОЖ и чекапов, пока так непопулярных у нас, но способных сохранить здоровье и жизнь».

Григорий Кунис, управляющий и сооснователь сервиса доставки iGooods:

«Новые привычки сформировались, и отскока назад уже не будет. Даже сейчас, когда карантинные меры постепенно снимаются, у нас идет приличный рост. «Цунами» спроса на доставку ушло и остались просто волны, но они большие. Самое главное, что произошло: если раньше доставка продуктов из магазинов была для людей экзотикой, то сейчас стала нормой. Причем я уверен, что огромное количество людей в стране еще ни разу ее не попробовали у нас или кого-то из конкурентов. Мы все вместе освоили несколько процентов в тех деньгах, которые люди в России тратят на продукты. Перед нами — колоссальные возможности для роста.

Еще позитивно, что впервые за 20 лет рынок труда становится не рынком работников, а рынком работодателей. Нам, например, всегда было сложно нанимать персонал, поскольку у нас низкомаржинальный бизнес, мы не можем платить очень высокие зарплаты. Сейчас у нас есть возможность брать высококвалифицированных людей, в том числе на средние управленческие позиции. Эта тенденция может продолжиться, и бизнесы получат возможность оптимизировать свои штаты, не беря специалистов по компромиссу, а имея приличный выбор. В итоге качество услуг для потребителей при тех же ценах вырастет. Я с такой ситуацией не сталкивался с 1990-х годов — вот тогда был выбор, конкурс доходил до 100 человек на место. А потом сложилась ситуация, когда мы вынуждены были уговаривать людей прийти к нам. Сейчас снова есть возможность приглашать того, кого действительно считаешь нужным.

Предпринимателям сложнее будет стартовать с новыми проектами в ближайшие пару лет, но они очень изобретательны. У кого-то обязательно появятся окна возможностей, чтобы на маленьких инвестициях обслужить новые потребности людей».

Георгий Рыков, генеральный директор «БестЪ. Коммерческая недвижимость»:

«Десять процентов привычек исчезнут, остальные восстановятся. Вы увидите, как через год все сядут в те самые французские кафе, плечом к плечу, и никого не будет пугать инфекция. Будут чаще мыть руки и укреплять свой иммунитет.

Прагматично подходящие к жизни бизнесы, не имеющие раздутых штатов, лишних офисных площадей, в основном сохранятся. Конечно, выживут не все, о многих фирмах мы будем сожалеть. Но потом наступит восстановление и обновление. Заработки оставшихся игроков вырастут. Я радуюсь, что половина ненужных ресторанов исчезнет. Оставшиеся 50%, наконец, смогут заработать деньги, делая свое дело профессионально и творчески.

Вообще, мы живем в прекрасное время. Да, скорбим об умерших во время пандемии, переживаем за тех, кто сейчас болен. Но одновременно много происходит хорошего и важного. Мы несколько месяцев провели в общении с родными, которых раньше видели урывками, постоянно работая. Человек не для работы создан. И главное, неэффективные системы — и в России, и за ее пределами — рушатся. Вирус помогает умереть тому, что без него болталось бы еще 10-20 лет».