Аналитики ГК «БестЪ» составили рейтинг инвестиционной активности по сегментам и новым форматам коммерческой недвижимости Петербурга в 2022 году. На первом месте ожидаемо оказались апартаменты и гостиницы, объем инвестиций в этот сегмент за прошедший год составил 38,8 млрд руб.
На втором по популярности месте — бизнес-центры, в них было проинвестировано 18,8 млрд руб., далее следуют логистические комплексы и склады (15,5 млрд руб.), индустриальные объекты (9,2 млрд руб.), микрорайонные ТЦ и street-retail (около 8 млрд руб.). На трендовые коворкинги и склады индивидуального хранения приходится по 0,6 и 0,5 млрд руб. соответственно.
По словам Станислава Ступникова, генерального директора «МТЛ. Управление активами» (ГК «БестЪ»), self-storage, общественные пространства, коворкинги и другие модные форматы — это активно развивающиеся сегменты, стимулирующие к развитию весь рынок коммерческой недвижимости, но по сравнению с другими пока микроскопические. «Сложившаяся ситуация на рынке коммерческой недвижимости привела к усилению конкуренции за потребителя (инвестора, покупателя, арендатора), — считает Станислав Ступников. — А это влияет и на сам продукт: все больше проектов приобретают многофункциональность в наполнении различными по назначению площадями. В состав торговых, офисных, жилых комплексов и апартаментов, например, стали включать коворкинги, детские центры, фудхолы и прочие функции для расширения линейки сервисов и большей экономической устойчивости и привлекательности проектов. Что в свою очередь требует грамотного управления объектом, в том числе с возможностью его реконцепции и заполнения арендаторами».
С этим тезисом согласен и Михаил Введенский, генеральный директор «Стройальянс»: «Мы всегда отдавали приоритет профессиональным управляющим компаниям, в том числе потому что девелопер таким образом снимает часть своих рисков. А для мультифункциональных объектов профессиональное управление необходимо для успешного функционирования всех сервисов». Игорь Гущев, старший партнер «Дювернуа Лигал», подчеркивает и безопасность такой модели: «Те инструменты, которые российское право дает нам, достаточно хорошо гарантируют права инвестора. Гораздо интереснее, когда структурирование сделки происходит через иностранные компании и управление объектами передается через какие-то корпоративные структуры. В этом случае риск для инвестора выше, тем не менее, есть набор инструментов, позволяющий снизить эти риски. Поэтому организовать безопасное для инвестора управление объектом всегда можно».
Стратегии инвестирования после февраля 2022 года претерпели серьезные изменения. Григорий Сосновский, региональный директор «БКС Ультима», подчеркнул, что прошедший год был рекордным для России по оттоку капитала с 1994 года: «Российские инвесторы ищут тихие гавани, где они могут так же успешно зарабатывать, как и до 2022 года. Но параллельно идет ужесточение к россиянам со стороны иностранных площадок, поэтому мы рекомендуем выходить на зарубежные рынки через российского посредника, это существенно упростит жизнь инвестора. Одна из самых популярных стратегий для инвестора с российским гражданством на данный момент — это выкуп российских активов, которые торгуются на Западе с огромным дисконтом. Сейчас хорошее время для инвестиций, так как деньги стоят дорого».
Выбор инвестиционной стратегии всегда индивидуален и зависит от цели. Например, Андрей Лушников, председатель совета директоров ГК «БестЪ», отметил, что ключевым активом становятся люди. «Мы инвестируем в недвижимость, приобретаем новые здания, причем не только в Петербурге, расширяем сеть коворкингов PAGE и строим сеть апарт-отелей AVENUE как сами, так и с франчайзи-партнерами, но больше всего мы инвестируем в экосистему и людей. Именно инвестиции в людей сегодня — основной наш тренд. Что касается недвижимости, мой опыт показывает, что на длинном отрезке времени это один из самых устойчивых рынков для инвестиций».
Результаты опроса, проведенного среди экспертов — участников делового завтрака BestBrekfast, показали, что 63% видят инвестиционный потенциал в российской коммерческой недвижимости, 22,7% — в инвестиционной зарубежной недвижимости и только 13,6% — в жилой недвижимости на территории России.
Организаторами мероприятия выступили: ГК «БестЪ», «МТЛ. Управление активами», «Дювернуа Лигал», Банк-партнер ПСКБ Банк, при поддержке телеком-партнера «Авантел» и партнеров: «БКС. Ультима», компании «Гласскон», сети коворкингов PAGE, PR-партнера «Репутация». При поддержке Arendator.ru и портала «Недвижимость и строительство Петербурга». Федеральный партнер: РГУД. Официальный деловой партнер РБК Петербург, официальный радио-партнер Business FM в Санкт-Петербурге.
Реклама. Рекламодатель ГК «БестЪ», bestgroup.ru