Новости партнеров , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Почему традиционный офис неизбежно уступит место смарт-формату

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба

Гибкие офисы в корне изменили подход к рабочему пространству — теперь конкурентоспособное рабочее место как минимум должно быть комфортным, стильным, включать в себя сервис и находиться в продуманной локации. А идеальный офис невозможно представить без комьюнити и индивидуальных условий аренды. Как раньше уже не будет — об этом свидетельствует и статистика.

Разумное потребление

Глобальные офисные тренды задают тенденции и на национальных рынках. К 2025 году рост мирового рынка гибких офисов составит 12%: с нынешних $8,4 млрд до $13,3 млрд, прогнозирует Research and Markets. Ожидаемое замедление темпов роста развитых экономик также подчеркивает перспективы смарт-пространств. Их главное преимущество — экономичность, а также разноформатный комфорт бизнес-класса плюс дополнительные включенные услуги.

Гибкие пространства допускают существование в рамках одной площадки как коворкингов с незакрепленными рабочими местами, так и смарт-офисов — отдельных помещений, в среднем от 8 кв. м, подходящих для команд от 2 человек. В SOK 50% запросов приходятся на площади от 100 до 1000 кв. м, и 19% — на площади свыше 1000 кв. м. Это полностью готовые к размещению резидентов пространства с отделкой, офисной мебелью, специфическими инженерными системами и коммуникациями.

Принимающая сторона берет на себя все расходы по их безопасности и сервисному обслуживанию, в том числе клининг и расходники, включая санитарно-гигиенические и канцелярские принадлежности, а также организацию работы кофе-пойнтов.

Ирек Аллаяров, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK
«Помимо собственно арендуемых офисных метров в распоряжении резидентов по факту оказывается большая площадь: кухни, конференц-залы, террасы, капсулы для переговоров, локации для отдыха или занятий спортом», — говорит управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Ирек Аллаяров.

Гибкое предложение

Конкурентным преимуществом гибких пространств является многофункциональность, привлекающая широкий спектр целевой аудитории — от крупных корпоративных клиентов до малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей.

Гибкими офисы прозвали за возможность быстро реагировать на внешние обстоятельства и запросы клиентов по корректировке условий аренды. В традиционной аренде не предусмотрен ни быстрый выход из договора, ни возможность въехать на следующий же день. Краткосрочная аренда здесь также практически невозможна.

Для смарт-офисов характерна и гибкая организация пространства. Например, в SOK есть пять офисных форматов. Стандартное офисное предложение можно дополнить индивидуальной комплектацией. Самый продвинутый формат предполагает настройку и поддержание уникального микроклимата, установку умных столов и систему бронирования рабочих мест. Организацией всего этого занимается оператор.

Гибкость отражена и в тарифах. Сегодня компания может подобрать условия под свой индивидуальный формат работы и не переплачивать за лишние функции. Аренда офиса на пять человек допускает, что посещать его может в два раза больше сотрудников — такой тариф подойдет командам, которые не работают в офисе каждый день в полном составе, часть из них работает в офисе по очереди, проводя часть времени на удаленке или арендуя места в коворкинге. Такая схема была очень эффективна в острый период пандемии, но сохранила свою популярность и сейчас.

SOK
SOK (Фото: пресс-служба)

Гибкость касается не только численности резидентов, но и времени, проведенного в офисе. Есть, например, такие предложения как «офис по подписке». Данный тариф предполагает оплату только того времени, которое сотрудник проводит на рабочем месте — если сотрудник не пришел, платить за него не придется. Счет выставляется в конце месяца по факту посещения сотрудниками офиса. Это идеальное решение для компаний, в которых часть команды работает удаленно, но которые регулярно проводят внутренние или внешние встречи.

Гибким остается и выбор включенных услуг: временной доступ, рабочие зоны, бронирование переговорок, возможность приглашать гостей. Вплоть до ухода за офисными растениями.

Ирек Аллаяров, управляющий партнер сети смарт-офисов SOK
«Коворкинг подходит тем, кому для работы нужен только ноутбук и комфортное рабочее место. Но и здесь предложения формируются в зависимости от запроса клиента — не нужно платить за круглосуточный доступ, если ваша работа идет только в общепринятые рабочие часы. Если есть необходимость хранить вещи, есть варианты с закрепленным рабочим местом. Если необходимо лишь однажды встретиться с командой — можно арендовать на один день переговорку или офис — да офис можно арендовать на очень короткий срок. Выходит, что гибкие рабочие пространства формируются напрямую от запроса бизнеса», — подчеркивает управляющий партнер сети смарт-офисов SOK Ирек Аллаяров.

Эхо спецоперации

Согласно данным NF Group, в 2022 году 14 объектов и более 2,3 тыс. рабочих мест появилось на рынке гибких офисных пространств Санкт-Петербурга. В 2023 году известно об открытии 11 новых проектов площадью 13 тыс. кв. м и 2,5 тыс. рабочих мест. На европейском рынке этот показатель значительно выше, что в целом описывает горизонт роста, однако с учетом российской специфики. В 51% случаев в аренде гибких офисов заинтересованы IT-компании и IT-подразделения крупных корпораций.

Одной из главных особенностей российского рынка flex-пространств является их экспансия на площадях традиционных офисов. Эта тенденция наметилась еще в 2021 «пандемийном» году, когда многие компании вынуждены были отказаться от традиционной аренды. Тогда, по подсчетам NF Group, была открыта 21 локация общей площадью 17,1 тыс кв. м или 3,4 тыс. рабочих мест. В 2022 — на фоне спецоперации, ухода иностранных компаний, а также санкционных последствий для российского бизнеса тенденция продолжила свое существование. Площадь гибких офисов в Санкт-Петербурге за этот год увеличилась на 15,4 тыс. кв. м.

Большой потенциал развития российского рынка гибких пространств операторы видят в интересе со стороны государственных компаний, которые, как и частники, также вынуждены переоценивать статьи своих расходов. Вступление в деловую активность новых поколений предпринимателей также будет способствовать развитию сегмента.

Реклама. ООО «СОК». sok.works