По данным аналитиков ГК «БестЪ», затраты на внедрение цифровых технологий в России за последний год составили 3,7 трлн руб. В сегменте недвижимости представлено более 800 цифровых решений и порядка 500 стартапов в этой же тематике, оборот рынка PropTech составляет 31,2 млрд руб. Если рассматривать распределение PropTech-решений [property technology — технологии в области недвижимости] по стадиям жизненного цикла, то на проектирование приходится 22%, на строительство — 21%, а на управление и эксплуатацию — 35% от всего объема, оставшиеся 22% занимают решения для маркетинга и продаж. В сегменте управления недвижимостью 66% PropTech-решений приходится на управление эксплуатацией.
Новые возможности
«Цифровизация дает возможность заработать. Мы видим это на смежных рынках и понимаем, что серьезный бизнес в сегменте шеринга недвижимости без хороших цифровых платформ не построить, так как эффективно управлять такими пространствами без цифровизации просто невозможно», — говорит председатель совета директоров ГК «БестЪ» Андрей Лушников.
«Использование цифровых инструментов в управлении недвижимостью позволяет значимо повысить маржинальность объекта. Так например, встроенный в коммуникационную платформу с клиентом цифровой маркетплейс не только является практической реализацией концепции «15 минутного города», но и дает возможность до двух раз увеличить прибыль от дополнительных услуг и сервисов. А инструменты управления эксплуатацией могут потенциально принести до 30% экономии издержек за счет оптимизации персонала при улучшении качества», — подтверждает соучредитель Ditar Алексей Максимов.
Сейчас виртуализация стала социальной рутиной: ежедневно интернетом пользуется 95% жителей Петербурга и Москвы, напоминает Дмитрий Иванов, доктор социологических наук, профессор факультета социологии СПБГУ. Такая глобальная цифровизация отражается и на действиях инвесторов.
Перспективные разработки
Участники рынка недвижимости выделяют для себя приоритетные направления для цифровизации. «Например, мы не инвестируем в разработку функций бронирования рабочих мест, несмотря на сильный тренд, который сохранялся длительное время после COVID, говорит — говорит директор по цифровой трансформации сети смарт-офисов и коворкингов SOK Александр Терехов. — Также мы не делаем систему аналитики использования помещений и перемещений сотрудников на базе датчиков — считаем ее избыточной. Девелопер, который реализует 10-ый и более офисный проект, опирается на свой наработанный опыт и знает, сколько нужно переговорных, какие планировки офисов наиболее востребованы, как эффективно направить людские потоки. В основе любой эффективной цифровизации лежит платформа с развиваемой архитектурой — инвестировать нужно в первую очередь в нее».
Цифровизация при управлении коворкингами и гибкими офисами должна быть разумной, уверена генеральный директор сети коворкингов и гибких офисов Page (входит в ГК «БестЪ») Мария Сумарокова. «Самое важное для нас с точки зрения цифровизации сегодня — простая и понятная платформа для управления коворкингами. Это то, без чего коворкинг не сможет стать действительно доходным бизнесом, — отмечает эксперт. — Мы анализировали все представленные на рынке решения, но идеально подходящего под наши задачи так и не нашли — одни были слишком дорогими и сложными с массой ненужного функционала, другие не давали той прозрачности доходов-расходов и заполняемости, которые важны инвесторам в коворкинги. Поэтому мы приняли решение дорабатывать свою IT-платформу, которая станет стандартом управления для всех коворкингов сети Page — наших собственных и тех, что открываются с нами по франшизе. Акцент будет на самых важных функциях — прием платежей через систему и связь с 1С, автоматизация клиентской базы и максимальная прозрачность доходности объекта для собственника 24/7, а также бронирование рабочих мест и переговорных».
По словам Ларисы Аникановой, генерального директора Бюро AIKIdesign (входит в ГК «БестЪ»), цифровые решения позволяют более рационально подойти к организации гибридных офисных пространств и дают возможность создавать пространства максимально адаптивными и динамическими.
О необходимости системного подхода к автоматизации бизнеса рассказал и Роман Блонов, руководитель компании Proptech Solutions: «На каждом этапе «цифровой зрелости» компании в приоритете будут разные решения. Многие бизнесы находятся в состоянии «лоскутной автоматизации»: оцифрованы различные процессы, компания получает множество данных, которые не связаны между собой. А эффективность цифровой трансформации напрямую определяется возможностью грамотно оперировать полученной информацией. Поэтому я рекомендую всем руководителям и собственникам бизнеса оцифровывать показатели и сводить их в интерактивные дашборды, которые наглядно отображают динамику ключевых показателей эффективности бизнеса».
Цифровизация недвижимости
О том, как могут цифровизироваться торговые центры рассказала Александра Никонова, управляющий директор «Кубатура». «Торговые центры изначально — это офлайн-продукт, в который посетители приходят получать эмоции и впечатления, поэтому цифровизация для нас — сложная тема. Но мы пробуем ее реализовать, и уже сейчас запускаем мебельно-интерьерный маркетплейс».
Апарт-отели также постепенно движутся в сторону цифровизации, начиная от чатов с гостями и собственниками объектов через мессенджеры, заканчивая полноценными системами управления всем циклом работы с гостями и инвесторами в апарт-отели, при чем приоритет отдается российским IT-платформам и системам. По словам Николая Антонова, генерального директора «МТЛ-Апарт» (входит в ГК «БестЪ»), с точки зрения цифровизации также интересны для внедрения такие решения как digital-ресепшен и цифровой консьерж. В перспективе они позволят снизить нагрузку на сотрудников, упростить операции и повысить качество сервиса».
«Я разделяю цифровизацию на три типа: цифровизация бизнес-процессов (бухгалтерия, отчетность и пр.), управление линейным персоналом и цифровизация сервиса, — говорит генеральный директор Premium life group Роман Гнеушев. — Если первые два типа, на мой взгляд, необходимы и дают бизнесу ряд преимуществ, то цифровизация сервиса — спорный момент. Любой жилой комплекс, отель или апартаменты начинаются с лобби, т.е. с портье. И пока живое общение сложно заменяемо цифровыми процессами».
«Мы ценим цифровизацию за ускорение процессов, возможность ухода от локальности — т.е. за расширение доступа к разным источникам, за сохранение крупных архивов и возможность достаточно быстрого масштабирования, — напоминает Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям Адвокатского бюро «Качкин и Партнеры». — И все эти плюсы для бизнеса с юридической точки зрения часто являются рисками, которые не всегда осознаются. Поэтому при внедрении цифровизации нужно помнить не только о плюсах, которые она принесет, но и о возможных юридических рисках, а также о минимизации реальных денежных потерь».
В мероприятии также приняли участие эксперты: Александр Гаврюшенко, Центр развития технологических проектов и предпринимательства Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Михаил Мастин, «ИТМО Хайпарк», Александр Басалыгин, основатель BS Art Development Group, Игорь Водопьянов, УК «Теорема», Станислав Ступников, «МТЛ. Управление активами» (ГК «БестЪ»), Максим Зорин, Группа «Самолет», Александр Свинолобов, «Атриум Строй», Игорь Рождественский, эксперт по коммерциализации инновационных технологий, Ассоциация Брокеров Инноваций и Технологий, Олег Лашманов, Лаборатория «Искусство и искусственный интеллект» Европейского университета, Янина Крупченко, Multispace, Александр Шарапов, Becar Asset Management, Николай Пана, компания «25/7», Дмитрий Петров, компания Аquaart (бренд AM.PM), Дмитрий Дидиченко, АО Банк «ПСКБ» и другие собственники и топ-менеджеры в сфере недвижимости и IT. Модераторами делового завтрака BestBreakfast выступили Елена Плахтий, генеральный директор «Бенуа1890», директор по маркетингу ГК «БестЪ», и Андрей Чекан, соучредитель IT-компании ЛИИС.
Организатор делового завтрака BestBreakfast ГК «БестЪ». PR-партнер «Репутация». При поддержке Arendator.ru, Недвижимость и строительство Петербурга, «Ведомости Северо-Запад». Деловой партнер «РБК Петербург», официальный радио-партнер Business FM в Санкт-Петербурге.
18+
Digital — диджитал; BestBreakfast — БестБрекфаст; Ditar — Дитар; SOK — СОК; Page -Пейдж, Proptech Solutions — Проптек Солюшенс; Premium life group — Премиум Лайф Групп; BS Art Development Group — БС Арт девелопмент групп; Multispace — Мультиспейс; Arendator.ru — Арендатор.ру; Business FM — Бизнес ФМ; Becar Asset Management — Бекар Эссет Менеджмент; Аquaart, AM.PM — Акваарт, АМ.ПМ
Реклама. Рекламодатель ООО «БЕСТ. Коммерческая недвижимость+», bestgroup.ru, erid:4CQwVszH9pWwJPv3ksy