От первого лица , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Путь к призванию

Фото: проект PRO Призвание 2.0
Фото: проект PRO Призвание 2.0
Эксперты – о выборе призвания и о профориентации для детей.

Заниматься профориентацией с детьми нужно с пятого класса, начинать поиск призвания — с дошкольного возраста, говорят эксперты. Но как понять, что ты хочешь посвятить жизнь сцене, если твой папа юрист, а мама — ученый-генетик? Лучшее, что могут сделать родители, — показать ребенку как можно более широкую картину мира профессий. В идеале — показать на практике, в общении с реальными представителями той или иной сферы деятельности. Почему это так важно для современных детей и на что откликаются работодатели, рассказали РБК+ организаторы и участники программы «PRO призвание 2.0» школы «Траектория Жизни».

Наталья Капируля, генеральный директор школы «Траектория Жизни», основатель программы «PRO призвание 2.0»:

«На мой взгляд, начинать заниматься профориентацией со школьниками нужно с пятого класса. В начале восьмого класса ребятам уже предлагают выбрать профильные предметы, которые они будут готовить для сдачи на ОГЭ в конце 9 класса, затем на ЕГЭ в конце 11 класса. То есть к восьмому классу школьник должен уже понять, какая область ему наиболее интересна, какой фундамент ему нужен для самореализации.

Задача профориентационных программ с пятого по восьмой класс — помочь ребенку определить эту область. Для этого, во-первых, нужно помогать ему наблюдать за собой: определить свои сильные и слабые стороны, предметы устойчивого интереса. Во-вторых, расширить кругозор ребенка в мире профессий. Порой, когда мы задаем восьмикласснику вопрос, какая область ему ближе, он в ответ спрашивает, а что вообще бывает. Поэтому с пятого по седьмой класс задачей профориентационной программы является именно расширение кругозора в мире профессий: чем занимаются люди, как они реализуются, на что они тратят время. Важно показать детям максимально богатый профессиональный мир, чтобы они уже могли интуитивно понимать, что им близко, а что нет.

Показывать, в идеале, должны люди, которые не понаслышке знакомы с профессией. Как говорит в том числе прекрасный педагог Кен Робинсон, помимо увлеченности и талантливости великим людям всегда помогали менторы. Это люди со схожими увлечениями и талантами, которые уже реализовались в своем деле и могут многому научить в области призвания, которое определил для себя ребенок. Именно на это я бы сделала сейчас упор. Потому что на данный момент в Петербурге очень много людей, которые делают свое дело, очень прогрессивно мыслят, шагают в будущее уверенными шагами. И хочется, чтобы дети с ними пообщались вживую, позадавали вопросы, чтобы эксперты показали ребятам свою философию, свое мышление.

Фото: проект PRO Призвание 2.0
Фото: проект PRO Призвание 2.0

Именно такую возможность мы даем школьникам, которые участвуют в программе «PRO призвание 2.0». Когда мы только запускали программу, для меня стало потрясающим инсайтом, что люди — представители самых разных профессиональных сфер — открыты и готовы делиться. Сначала мы обзванивали разные компании и говорили: здравствуйте, наша школа хотела бы, чтобы вы немного рассказали детям о том, чем вы занимаетесь. Через несколько недель уже к нам начали поступать звонки с предложениями — а приходите еще и к нам, мы тоже хотели бы поделиться!

Но это не все, чем мы занимаемся с детьми в течение двух недель. Сначала на занятиях, которые проходят в разных формах, специалисты помогут ребятам проанализировать себя, свой профиль, свои сильные и слабые стороны, природные склонности. Какие качества стоит «прокачать» дополнительно, увидеть зоны роста, какие качества стоит оставить и вывести из списка приоритетов.

И после такой подготовки уже начинается второй блок — общение с людьми, которые представляют различные компании и разные направления деятельности. Общение проходит в небольших группах — человек десять. Если бы Вы видели глаза и вовлеченность детей в момент, когда успешный бизнесмен заходит к ребятам и начинает рассказывать о деле! Любой родитель желал бы своему ребенку такого общения!

Ребята выходят с занятий не с пустыми руками. У нас разработаны специальные материалы с огромным количеством правильных вопросов, которые потом остаются у ребят. В них есть и обращения от экспертов, и рекомендации, как найти свой ответ на вопрос «Чем ты хочешь заниматься?» И огромное количество ресурсов, ссылок на ресурсы, к которым можно возвращаться и продолжать собственные исследования по поиску или формированию своего дела.

Понятно, что двухнедельная программа не может полностью закрыть вопрос профориентации. Это лишь начало, но начало правильное и структурированное. По итогам программы, реализованной в июне, первое, что видят родители — это взросление ребят. Ребята расширяют границы обозримого, и это позволяет им в моменте, за две недели, повзрослеть. Во-вторых, они выходят с аргументированной позицией — что точно да, что точно нет. Иногда это продолжение мыслей, с которыми они пришли на программу, иногда — наоборот. Для меня огромное счастье, когда ребята выходят из программы, и они готовы двигаться и развиваться дальше. Задача родителей и педагогов — помочь им продолжать исследовать, смотреть, какие существуют возможности, погружаться в выбранные области.

«Заниматься профориентацией школьников крайне важно, потому что старшая школа без правильно выбранного профиля может быть временем человека, потраченным впустую».

Заниматься профориентацией школьников крайне важно, потому что старшая школа без правильно выбранного профиля может быть временем человека, потраченным впустую. Чтобы не растратить бесценное детское время зря, мы помогаем ребятам выбрать свою личную траекторию, чтобы старшеклассники осознано включались в развитие своей экспертности и личного бренда до поступления в вуз. Дальше — бакалавриат, а он и есть тот фундамент, который нужно получить. А вот дальше можно уже набирать себе огромное количество профессий и следовать за интересами так далеко, насколько хватит упорства и возможностей».

Мария Грудина, идеолог и основатель prevent age курорта «Первая Линия», эксперт программы «PRO призвание 2.0»:

«Призвание человека — это главное, что может определить его жизнь, его уникальность, его место в обществе, карьерное положение. Профессия тоже важна, но это лишь один из функционалов.

История про призвание начинается с самого раннего детства, еще задолго до школы, когда мы наблюдаем за ребенком, смотрим, какие у него есть склонности, таланты, что его увлекает, и мы даем ему попробовать различные материи. Нельзя просто провести в девятом классе профтестирование и понять, химик ты, математик, артист или писатель — это так не работает. К этому моменту у человека уже ограничен выбор, если он не пробовал разное. Если человек с задатками артиста родился в семье экономистов и никогда не сталкивался с художественной сферой, ему трудно в девятом классе понять, что его призвание — быть артистом. И когда он, наконец, поймет, что именно эта творческая среда его манит и завораживает, но время уже упущено — он может испытать жесткое разочарование. Поэтому важнейший вклад родителей — дать ребенку попробовать многое, определить его склонность и поддержать в ней, даже если она не близка самим родителям.

«История про призвание начинается с самого раннего детства, еще задолго до школы, когда мы наблюдаем за ребенком, смотрим, какие у него есть склонности, таланты, что его увлекает, и мы даем ему попробовать различные материи».

Что касается школы и педагогов — мне очень близок коучинговый подход. То есть задавать вопросы, смотреть на обратную связь и опять-таки показывать ребенку, раскрывать те сферы, в которых ты сам силен. Педагог-историк может зачитать урок по учебнику, а может настолько заинтересовать историей, что у человека проснется искренний исследовательский интерес. И вот пробуждение этого исследовательского интереса в любой области я считаю важнейшей задачей и родителей, и педагогов.

Я сама предприниматель, у меня плотно заполненная сетка расписания, но я с радостью согласилась участвовать в проекте «PRO Призвание» и лично проводила экскурсии для детей. Для меня это важно, потому что мне самой в детстве не хватило практического общения с уже реализованными в своей профессии людьми. С теми, кто может показать на практике, как выглядит изнутри проект, рассказать о его становлении, о своих ошибках.

Рассказывать детям о предпринимательстве или о медицине, сидя в классе — это формировать какие-то представления исходя из имеющейся у них картины мира. А когда ты показываешь реальность, практику, есть возможность дополнить эту картину мира. И вот это дополнение кажется мне очень важным, как и взаимодействие с людьми, которые горят своим делом, создают что-то новое, сами прошли этот путь и могут им вдохновить и поделиться.

Для меня самой общение с детьми стало ценным опытом. Это мои будущие партнеры, гости, сотрудники. Это очень правильная практика — с детства рассказывать людям о том, во что мы верим, чтобы, когда они вырастут, в них уже были заложены эти предпосылки, представления о медицине будущего. Почему надо заботиться о себе, когда ты еще молод, здоров и прекрасен.

Фото: проект PRO Призвание 2.0
Фото: проект PRO Призвание 2.0

Мои дочери тоже принимали участие в проекте. Они проводили экскурсии для групп своих возрастов: 3-4 и 5-7 классы. И это стало отличной возможностью для меня объяснить и своим детям, почему я так много времени провожу на работе и почему меня это так вдохновляет. Я увидела свой проект их глазами, и удивилась, какой у них чистый взгляд. Я показывала аппарат, и услышала от детей такие настоящие, красивые, искренние вещи, которые могли бы стать основой рекламной кампании.

«Именно через такую практику, через вовлечение, через глубинное понимание вещей дети и начинают осознавать, в чем может быть их выбор. И важно не навязывать, не подталкивать их к своим родительским желаниям, важно смотреть, в чем их собственный интерес».

Я думаю, именно через такую практику, через вовлечение, через глубинное понимание вещей дети и начинают осознавать, в чем может быть их выбор. И важно не навязывать, не подталкивать их к своим родительским желаниям, важно смотреть, в чем их собственный интерес».

Роман Ковриков, замдиректора ГМЗ «Петергоф»:

«Профориентация — это сейчас едва ли не главный вопрос для родителя. Мы видим, в какое быстро меняющееся время мы живем, и выбор профессии для ребенка, точнее, выбор направления, в котором ребенок хотел бы себя дальше развивать — это наиважнейший выбор. И делать его надо именно сейчас, в школе, и именно родители должны помочь ребенку сделать правильный выбор. А на помощь родителям приходят программы профориентации.

«Мы видим, в какое быстро меняющееся время мы живем, и выбор профессии для ребенка, точнее, выбор направления, в котором ребенок хотел бы себя дальше развивать — это наиважнейший выбор».

В этом году мой сын окончил восьмой класс и перешел в девятый. Мы с сыном решили, что он должен выбрать для себя направление, в котором он хотел бы развиваться, хотел бы видеть себя в будущем. В школе нам порекомендовали программу «PRO призвание 2.0», и мы остановились на ней, потому что, на мой взгляд, она одна из самых честных. Детям показывают все на примерах, они встречаются с руководителями бизнесов, с людьми, которые сами делают что-то руками, а не с абстрактными фигурами.

Сын провел на программе две недели в начале июня, и я вижу, что ему это помогло. Конечно, невозможно ждать от 14-летнего подростка конкретных результатов за такой короткий срок. Но то, что ребенок посмотрел и понял, что бизнес — это не просто пошел и заработал, что за этим стоят конкретные дела, нужно что-то делать, меня это устроило. Я вижу, что у сына в голове что-то поменялось, он стал по-другому смотреть на жизнь. И я думаю, что если регулярно подкреплять достигнутое нашими дальнейшими практическими шагами, это станет хорошей основой для его будущей профессиональной деятельности.

Воспитание — процесс не разовый, и для себя я теперь вижу задачу, например, показать сыну, как он может получить образование в выбранном направлении (пока это архитектура). Значит, ему было бы полезно посетить дни открытых дверей в профильных вузах. Если у организаторов проекта «PRO призвание» будут еще курсы — с удовольствием отправлю на них ребенка».

Инструменты Посткризисное профобразование
Содержание
Закрыть