#2 Будущее рынка труда, 12 декабря 2019
Решения , Санкт-Петербург и область ,  
0 

Сотрудники за партами

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
В Петербурге реализуется программа переподготовки кадров предпенсионного возраста

Федеральная программа профессионального обучения сотрудников предпенсионного возраста действует в России с 2019 года. Всего до 2024 года по всей стране планируется переобучить не менее 450 тыс. человек. Как идет реализация программы переобучения людей предпенсионного возраста в Петербурге, с какими проблемами сталкиваются участвующие в ней компании и каковы перспективы программы, обсудили участники круглого стола РБК Петербург.

Возрастной отбор

В Санкт-Петербурге в переподготовке нуждаются около 30 тыс. работников предпенсионного возраста, из них уже 5 тыс. потенциальных «учеников» успешно прошли предварительное подтверждение статуса в Пенсионном фонде и могут претендовать на обучение за счет государства, отмечает директор городского Центра занятости населения Юлия Горохова.

Юлия Горохова (Центр занятости населения)
Юлия Горохова (Центр занятости населения) (Фото: РБК Петербург)

«Одним из условий участия в национальном проекте является соответствие человека категории предпенсионного возраста по разным параметрам. Для подтверждения мы обязаны данные каждого претендента направлять в Пенсионный фонд. Это сложная система критериев, включающая помимо возрастного ценза, наличие необходимого пенсионного страхового стажа, льготной пенсии, досрочного выхода на пенсию. При этом почти 90% поданных заявок получает положительное решение от Пенсионного Фонда», — поясняет Юлия Горохова. В этом году в государственной программе переподготовки работников предпенсионного возраста в Петербурге примут участие до 4,5 тыс. человек, свою заинтересованность в проекте подтвердили все крупные производственные предприятия.

Но популярной среди работодателей программа стала не сразу: поначалу предприятия с осторожностью включались в проект. «Данная программа предусматривает федеральное финансирование, и многие компании опасались — хватит ли на всех денег, не до конца понимали сам «механизм» направления сотрудников на обучение. Но после того, как был дан старт и успешно «пошли» несколько проектов, предприятия стали активнее включаться в работу. Мы смогли донести эффективность и реальную выгоду участия в программе. Ведь каждый запрос отрабатывается индивидуально, направление обучения, сам учебный процесс полностью формируется под условия конкретного работодателя», — добавляет Юлия Горохова.

Сейчас на различных курсах учатся более 1,5 тыс. человек, порядка 500 уже получили дипломы, практически ежедневно стартуют новые группы. Спектр действующих обучающих программ составлен Центром занятости населения на основе опроса работодателей Петербурга и пожеланий людей, находящихся в процессе трудоустройства. Сегодня это преимущественно краткосрочные курсы повышения квалификации по продуктам 1С, компьютерной грамотности, офисному администрированию и закупочной деятельности, деловому английскому и другие программы.

«Усредненный портрет [обучающихся] сложно представить, но опыт, который мы приобрели показывает, что есть доля людей, которые приходят на обучение и не демонстрируют большого рвения, они скорее имеют социальный контракт с работодателем, который сказал — надо поучаствовать, походить. Мы их стараемся в процессе вовлекать и показывать, что это возможность, и раз человек согласился, то надо время провести с пользой, — отмечает руководитель института непрерывного образования СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Николай Токарев. — Но тем не менее, я думаю, до трети наших слушателей действительно понимают важность этого процесса и формальную, и личностную». Институт участвует в программе переподготовки как исполнитель — обучение проходят более 250 человек по нескольким десяткам программ.

Николай Токарев (СПбГЭТУ)
Николай Токарев (СПбГЭТУ) (Фото: РБК Петербург)

По словам Юлии Гороховой, результаты уже есть. Предприятия, которые одними из первых вошли в проект смогли не только повысить квалификацию своих специалистов, но и дали им возможность получить смежную профессию. Это хорошо и для экономики предприятия и для самих сотрудников. Появилась возможность формировать мобильные бригады, повысилась взаимозаменяемость на рабочем месте, некоторые предприятия пересмотрели размеры окладов в сторону повышения, а также ввели доплату за совмещение обязанностей.

Образовательный спектр

На данный момент обучают своих специалистов порядка 65 городских предприятий. Обучение ведется по более чем 300 различным программам, некоторые носят достаточно массовый характер, но многие сформированы под нужды конкретного работодателя. Несколько вузов предложили индивидуальные программы по запросам предприятий. Например, работодатели повышают квалификацию сотрудников в теплоэнергетике, техносферной безопасности, цифровизации в энергетике, по различным языкам программирования.

Интерес к обучающим программам для работников предпенсионного возраста демонстрируют компании не только из сферы производства, но и из образовательного сектора. «Мне кажется, что в этой программе жизненно необходим сектор для педагогов, потому что современному преподавательскому составу требуются огромное количество компетенций. Особенно людям с опытом по их специальности, но, может быть, не видящим потенциала, который откроют новые образовательные технологии», — говорит Николай Токарев.

«Когда мы узнали об этой программе, то провели исследование среди наших сотрудников, включая педагогов, и выяснилось, что на переподготовку есть большой спрос», — рассказал проректор по социальной и воспитательной работе СПбГТИ (ТУ) Вячеслав Нараев. Значительная часть профессорско-преподавательского состава, по его словам, выбрала для себя направления проектирования и дизайна промышленных изделий и мобильную робототехнику, а административно-управленческий персонал предпочел специальность «Требования к оформлению и хранению архивных документов».

Вячеслав Нараев (СПбГТИ(ТУ)
Вячеслав Нараев (СПбГТИ(ТУ) (Фото: РБК Петербург)

Производственные компании сначала определяют собственные потребности и затем пытаются их решить с помощью переподготовки. Например, «Силовые машины», участвующие в программе с 2019 года, выявили подразделение, для развития которого его же сотрудников необходимо обучить программе MS Office, и направили людей на соответствующие курсы. «Так мы учитываем одновременно интересы и сотрудника, и компании. Первым переподготовка нужна для работы и для уверенности в будущем, а предприятию — для дальнейшего роста», — поделилась опытом представитель «Силовых машин» Ирина Иванова.

Ирина Иванова («Силовые машины»)
Ирина Иванова («Силовые машины») (Фото: РБК Петербург)

В будущем компании заинтересованы в расширении спектра обучающих программ. На первом месте — курсы, связанные с IT и цифровизацией, так как возрастные сотрудники с осторожностью работают с компьютерами, компьютеризированные станками и автоматизированными линиями, говорит исполнительный директор полимерного делового парка «Ком-Пласт» Елена Орлова. Также важно, по ее словам, обучать тонкостям работы с новыми материалами, технологиями и оборудованием.

Елена Орлова («Ком-Пласт»)
Елена Орлова («Ком-Пласт») (Фото: РБК Петербург)

При этом деловой полимерный парк в ноябре запускает программу обучения для незанятых соискателей на площадке завода по переработке пластмасс им. Комсомольской правды. Лучшие участники программы будут трудоустроены на предприятии, остальные, поработав в процессе обучения на реальном оборудовании, повысят свою конкурентоспособность на рынке труда. Их трудоустройством займется Центр занятости населения Санкт-Петербурга.

Директор по персоналу АО «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М.Кирова» Анастасия Шалдыбина, наряду с потребностью пищевой отрасли в узкоспециализированных специалистах: мукомолах, грануляторщиках, технологах, отметила нехватку персонала с управленческой функцией. «Мы часто сталкиваемся с тем, что при наличии профессионального рабочего коллектива нам не хватает специалистов с управленческими навыками, которые могли бы организовать рабочий процесс, умели бы делегировать полномочия и ставить задачи», — говорит Анастасия Шалдыбина. При этом, по ее словам, таких управленцев производственному предприятию выгоднее готовить внутри коллектива, нежели привлекать со стороны, и в этом заводу тоже могла бы помочь программа переподготовки кадров.

Анастасия Шалдыбина (АО «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова»)
Анастасия Шалдыбина (АО «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. С.М. Кирова») (Фото: РБК Петербург)

Представитель ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Светлана Максимова высказала общее для работодателей мнение о безусловной значимости и эффективности проекта «Старшее поколение» с точки зрения поддержки профессионального развития работников предпенсионного возраста.

Светлана Максимова (ГУП «Водоканал»)
Светлана Максимова (ГУП «Водоканал») (Фото: РБК Петербург)

Разнообразие форм

Наряду с традиционной организацией учебного процесса, когда обучающийся очно приходит в аудиторию, слушает лектора и выполняет практические работы, необходимо предусмотреть и другие формы подачи материала, считают представители предприятий и вузов. Так, незаслуженно забыто наставничество — а между тем, на многих предприятиях есть высококлассные специалисты, которые хотели бы и могли передать свой опыт, добавила Светлана Максимова.

Большие перспективы для переподготовки сотрудников предпенсионного возраста работодатели видят в создании компаниями собственных образовательных программ и обучении по ним «людей с рынка» для «закрытия потребностей предприятия», а не только своих работников. «Такой вариант сотрудничества предприятия и программы, вариант опережающего обучения, был бы нам интересен, с помощью кадров, которые были бы обучены под наши потребности, мы бы закрыли большой спектр вопросов», — подтверждает Анастасия Шалдыбина.

Если у предприятия есть возможности и структура, которая может самостоятельно обучать, то для ряда специальностей децентрализация процесса переобучения возможна, согласен начальник управления инноваций и развития СПбГТИ (ТУ) Юрий Серов. По его словам стоит подумать про перспективы дистанционного обучения: это хорошо бы подошло тем, кто переобучается или повышает квалификацию по таким направлениям, как IT-технологии и преподавание.

Юрий Серов (СПбГТИ(ТУ))
Юрий Серов (СПбГТИ(ТУ)) (Фото: РБК Петербург)

При этом, как отметила Юлия Горохова, уже сейчас форма дистанционного обучения применяется в некоторых программах, также есть варианты очно-заочного обучения. Центр занятости прорабатывает с каждым предприятием индивидуальный график, в том числе есть возможность организовать обучение и на территории работодателя.

Расширение возможностей

В 2020 году обучающие программы стартуют в самом начале года, поэтому предприятие может заявить своих сотрудников на более сложные модули, к непосредственно кратковременным курсам повышения квалификации добавятся более длинные по времени программы обучения новым профессиональным навыкам, говорит директор Центра занятости населения. Изменится и схема финансирования программы: Центр занятости начнет предоставлять субсидии работодателям, которые хотят направить сотрудников на переобучение в образовательную организацию по своему выбору. Это расширит спектр участников программы как за счет компаний, так и за счет образовательных центров.

Кроме того, Центр занятости населения собирается внедрить еще одно новшество: выдачу сертификата на обучение не компании, а конкретному человеку с тем, чтобы он сам выбрал подходящее для себя образовательное учреждение.

«Центр занятости населения Санкт-Петербурга готов развивать тему обучения новых или уже имеющихся сотрудников целенаправленно под меняющиеся потребности и нужды работодателя. Программы профессионального обучения разных категорий соискателей многие годы очень востребованы, это и временно безработные, и военные, и женщины, находящиеся в декретном отпуске. Мы готовы обучать не только людей предпенсионного возраста, используя для этого разные продукты — и наш совместный опыт показывает, что такие программы успешно работают» — заключает Юлия Горохова.

Компетенция Инновационное переобучение
Содержание
Закрыть